• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алина Бокова. Сегодняшний Гамлет — кто он?

Я попробую поразмышлять над вопросом, кто такой сегодняшний Гамлет. Допустим, есть точка А, через которую прошёл Гамлет, и мы все тоже прошли. Точка А — общие переживания, опыт одиночества и «оставленности». Это нас роднит, поэтому мы любим Гамлета, цитируем, ставим спектакли. При этом мы же уже прошли эту точку, ведь мы не можем остановиться на ней, у нас есть скорость, с которой мы движемся дальше. Гамлет остаётся современным и любимым, потому что он тоже, безусловно, обладает скоростью. Притворяясь безумцем, Гамлет обретает свободу говорить то, что думает. Герой критикует себя именно за статичность — бездействие перед лицом несправедливости. Он имеет возможность думать о происходящем и рефлексировать по поводу своей личности публично.

Гамлету выпала участь нести знание, опережающее своё время. Он вынужден ранить окружающих людей, рассказывая о тех правилах, по которым им следует жить. «Гамлет» оказался на стыке двух парадигм — «античной» статичной истины и «новой» процессуальной истины. Только в XVII веке появляется механика, изучающая изменение положения объектов во времени, на XVIII век приходится расцвет европейской музыки, а что такое музыка? Это звуки, организованные во времени. Сейчас мы находимся в бесконечных процессах, более быстрых, чем во времена Шекспира — технологических, социальных, политических, но мы также изучаем их, чтобы познать истину.

Сегодняшний Гамлет — это тот, кто, прежде всего, близок нам. Мы сами наделяем его определенными характеристиками и качествами, чтобы осовременить, чтобы продолжать ставить спектакли и просто любить его. Но мы не могли бы этого делать, если бы натура Гамлета не была противоречивой, изменчивой, гибкой, какой сделал ее Шекспир. Сегодняшний Гамлет — рефлексирующий, обращённый к самому себе, даже внутрь себя. В нынешней ситуации, в условиях самоизоляции и вынужденного и при этом как никогда нужного времяпровождения с самим собой, это особенно актуально. Гамлет боится смерти и неизвестности, и мы боимся смерти и неизвестности. Как сказал герой: «Мириться лучше с незнакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться. Так всех нас в трусов превращает мысль».

Сегодняшний Гамлет – это тот, кто принимает свою судьбу. Беспардонно, отчаянно, всем разумением, беспрекословно, до самого предела, без компромиссов играет роль, которая ему предписана. Сегодняшний Гамлет — это тот, кто сочетает в себе самые противоречивые качества, и именно поэтому каждое последующее поколение открывает в нём что-то новое.

Преподаватель - Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.