• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Софья Борискевич. Непонимание, сопричастность и тяжесть

Когда я смотрела перформанс Ромео Кастеллуччи «Ад», я испытала широкий спектр эмоций, однако абсолютно монументальными оказались всего три: непонимание, сопричастность и тяжесть от увиденного.

Первое ощущение, пожалуй, было самым частым. Перфоманс — это не представление для простого обывателя, в нём присутствует множество аллюзий, метафор и смыслов. Именно поэтому понять его может быть сложно, потому что для этого действительно нужно думать. Нелегко сразу вникнуть в то, что смотришь, в то, что происходит. Многое с первого взгляда может показаться бессмысленным или странным, а потом оказывается, что каждое движение актёров, каждая деталь на самом деле важны. 

Именно в такие моменты, когда приходит осознание смысла происходящего, ощущаешь сопричастность к постановке, к самому Аду. Например, меня поразила кольцевая композиция, которую я заметила. Так, спектакль начинается с того, что на самого режиссёра, Ромео Кастеллуччи, нападает свора собак, а затем он накидывает на себя собачью шкуру, что в конце делает и Энди Уорхол.

В целом весь перфоманс так или иначе показался мне рисующим историю человечества. Мне также показалось, что куб с ярким белым светом и детьми внутри уподобляется раю. К тому же, я заметила аллюзию на Витрувианского человека Леонардо да Винчи, когда в самом начале человек, взбиравшийся по стене, раскинул руки и ноги, встав на готическую оконную раму. Это выглядело как некий конфликт между средневековым искусством и готикой и ренессансным человеком, демонстрацией истории, воплощенной в искусстве.

Меня впечатлил момент с горящим пианино, приковывающего внимание людей. Возможно, это могло значить, что ад — это в том числе и жизнь без искусства. И я также разглядела в перфомансе конфликт поколений. Особенно это заметно в «конфликтные» моменты между людьми. 

Тяжесть же ощущалась в те моменты жестокости, когда, например, люди - возлюбленные, друзья, родственники, начали «перерезать» друг другу горла. Всё это закончилось мальчиком, появившимся в самом начале постановки.

Это показалось тяжёлым именно морально, как и начало перфоманса, когда на Ромео Кастеллуччи нападали собаки. Почему-то такое действие пугает, а собственное бездействие и необходимость смотреть на это ужасают. Это показалось мне ношей, которая давит на тебя и не перестаёт это делать, пока это давление не закончится. 
Для большего отражения своих ощущений во время просмотра «Ада» я сделала афишу-плакат, где и продемонстрировала три свои главные эмоции, делая их более абстрактными, ведь и сам перфоманс нисколько не очевиден, и каждый в нём может разглядеть свои собственные аллюзии и смыслы. 

Софья Борискевич, студентка НИУ ВШЭ, майнор «Театр с нуля»

Преп. Т. В. Левченко


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.