• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Арина Бурцева. Спектакль о деспотичных родителях и послушных детях

Такое многогранное произведение, как «Гамлет», дает режиссеру возможность, вычленив самое важное и актуальное, поставить спектакль, отражающий его внутренние переживания, собственные мысли и идеи, заострить внимание именно на интересующе йего проблеме. Так, мне кажется, сделал и Някрошюс.

Сразу отмечу, что спектакль производит сильнейшее эмоциональное воздействие. Во время просмотра боишься что-то упустить: действие движется, не останавливаясь ни на минуту, поэтому даже за три часа не успеваешь заскучать. Такое впечатление создается за счет множества вещей: атмосферы на сцене, реквизита, игры актеров, музыки и звуков. В работе я попробую описать, что произвело на меня особое впечатление.

Действие разворачивается на полупустой темной сцене. Нельзя точно сказать, где происходят события спектакля – герои находятся в холодном и мрачном пространстве, охваченном стихиями воды и огня. Декорации разрознены, но всегда есть за что за цепиться взглядом: на черно-серой сцене выделяются яркие элементы: красный барабан, бордовая рубашка Горацио, алый платок, изумрудный наряд Офелии, а также огненное пламя, появляющееся в нескольких сценах. Так, и в начале постановки, и в ее конце на ьсцене находятся красный барабан; большую часть времени над актерами висит огромное круглое лезвие; призрак отца Гамлета оставляет на сцене свою шубу, которая нависает над героями, напоминая о его присутствии; Полоний ходит по сцене с длинной металлической палкой, которая затем используется как флейта, а позже как орудие убийства; огромные бокалы, из которых Клавдий и Гертруда пьют золотую жидкость на свадьбе, появляются еще в нескольких сценах. В процессе развития действия актеры передают друг другу разные предметы (например, герои по очереди пьют из бокала золотую жидкость; в сцене со спектаклем герои пачкают друг друга черной красной; черный платок Офелии после ее смерти оказывается у Гамлета) - и это, как мне кажется, кроме смысловой нагрузки, способствует динамичности действия.

Огонь и вода заполняют сцену и тоже создают движение: из-под потолка падают капли тающего льда, нагреваемого свечами, идет то ли дождь, то ли снег. Пространство, кроме того, наполняется звуком. Практически не бывает тихо: зрители слышат музыку, крики, детский плач, молитвы. Движения героев быстрые, прерывистые, иногда агрессивные, неожиданные и несуразные. Актеры находятся под непосредственным физическим воздействием: они соприкасаются со льдом, близко подходят к огню, поднимают тяжелые предметы, бьют каменную стену - таким образом, они не играют, а переживают эмоции. Все это, с одной стороны, создает напряженную атмосферу, а сдругой стороны, делает спектакль более интересным и захватывающим.

Необычным кажется и режиссерское прочтение образов героев трагедии.

Клавдий вселяет ужас: он деспотичный, непредсказуемый - настоящий дикарь, который охотно играет убийцу в спектакле Гамлета. Гертруду Клавдий подавляет, он управляет ею - например, именно он срывает с ее рта черную бумажку (возможно, символ траура по убитому королю), он подает ей бокал с золотой жидкостью.

Офелия сходит с ума с самого начала, ее образ и поведение кажутся странными.

Гамлет предстает перед зрителем маленьким мальчиком, скорбящим по своемуотцу, а не героем и не философом.

Призрак – бледный и холодный, он тоже кажется деспотичным. Сохраняя основные сюжетные повороты, режиссер изменяет некоторые сцены (об этом дальше), убирает частьтекста из пьесы. Слова уходят на задний план, а визуальный компонент не толькодополняет текст, но иногда и противоречит репликам героев. Таким образом, перед нами вроде бы трагедия Шекспира, но ощущения от нее совершенно другие.

Обилие визуальных метафор позволяет автору раскрыть свою задумку, а также оказывает мистическое воздействие на зрителя, его чувства и эмоции, создавая атмосферу загадочности. Акценты, которые расставяет Някрошюс, также позволяют подобраться краскрытию авторской задумки.

Возможность отцов решать судьбу своих детей – тема, которая то и дело возникаетв спектакле. Так, режиссер уделяет особое внимание взаимоотношениям призрака и Гамлета. Гамлет любил отца, он грустит и плачет о нем. Главный герой хотел быть похожим на отца. Об этом нам говорит, например, такой момент: призрак, оказываясь на сцене, качается в кресле, Гамлет пытается так же раскачаться в кресле, но у него это не выходит (хотя, возможно, тут может быть и другая трактовка). Встречаясь с призраком, Гамлет повинуется ему, выслушивает все его поучения. Отец наставляет сына достаточно жестко, ставя его на лед, натирая его холодной водой - и это доставляет герою дискомфорт. Затем призрак поджигает стул, к которому позже протягивает руку Гамлет. Отец просит, даже настаивает на том, чтобы Гамлет отомстил за него. И Гамлет подчиняется, он приносит в жертву свою жизнь не ради борьбы за идеалы, за мир, а лишь по велению отца. Главный герой – ребенок. Переживая смерть отца и предательство матери, отказываясь от любви к Офелии, он остается один в темном мире. Откуда же у него должны взяться силы этому миру противостоять? В конце отец понимает свою вину за смерть сына, но уже поздно.

Остальные «взрослые» тоже кажутся деспотичными. Полоний следит за своей дочерью, проявляя чрезмерную заботу о ней. Клавдий и Гертруда играют в салки с Офелией, в результате чего она умирает. Клавдий привязывает ремнем к руке Лаэрта меч, отправляя его на смерть. Так они использует детей как орудие для достижения своих целей, а в результате со сцены увозят повозку с трупами.

Работа режиссёра и его команды бесспорно заслуживает восхищения. Столько деталей, лед и огонь, оживляющие действие, необъяснимый магнетизм актеров, звуковое сопровождение оказывают сильное психологическое воздействие на зрителя. Хотя, конечно, спектакль с обилием образов, метафор, дает возможность множественных трактовок и вызывает неоднозначные впечатления у зрителей. Мне не удалось раскрыть все смыслы, но зато я смогла прочувствовать на себе все энергию спектакля, восхититься его своеобразной красотой и пережить вместе с героями страх, трагедию и горе, которыми пронизана постановка.

Майнор «Театр с нуля», преподаватель Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.