• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Замечания Ю.П. Любимова к спектаклю "Тартюф" (на репетициях)

16.02.1995 г.

Ю.П. - Добрый день! Готовы, господа? Очень прошу вас ничего мне не показывать. Для артиста переигрывание - смерть. Сразу видно, мертвые вы или живые.

Прогон "Тартюфа"

Ю.П. - Начали вы поконкретней. Надо из второго акта тянуть в первый эту конкретность. Были куски правильные, а потом опять - мимо. У вас у всех есть общий недостаток - ритм не тянете.

А пьеса - рифмованная. И нужно пластику отрабатывать. Когда идет музыкальный гротеск - надо его и играть. Нужно обязательно конкретно держать партнера. Настя, не надо играть глупую барышню. Эта сцена - это вечная интеллигентская болтовня!

"Не может быть, чтобы до такой степени негодяй...." Вся пьеса на этом строится. И там все время коллизии, она стремительная. Блиц-турнир. Если вопрошаешь, то надо ждать ответа, а вы промахиваете. И все провисает. Значит:

- пластическая сторона;

- кукол надо вообще выкинуть - они старомодны.

Лучше на этом проигрыше отыгрывать маленькую пантомиму.

Доделайте все сцены, чтобы дней через 10 могли бы еще раз показать. И я посмотрю, как вы двигаетесь.

Настя, не нужен тут такой романтизм. Не надо играть бебе.Они завелись, когда он вылезает из-под стола. А зеркально идет сцена с мамашей.

Надо не изображать, а делать все на основе себя, своего знания жизни. Чтобы я понял, что это ваша кровная придумка, опирающаяся на жизненную точность.

IIакт

1. Феликсу не выделять даты, снять историчность

2. На тексте.  После пантомимы сразу – гвалт и ставить ширмы, не надо выхода на аплодисменты.

3. На тексте. Тартюф – точнее делать «маску» мертвеца, точнее ступни, тогда сыграет повтор, и острее переломы тела и резче перестройка, когда встал.

4. На тексте. Высветить портрет Эльмиры, а Тартюф к нему подходит и работает с ним.

5. На тексте. Тартюф должен подглядеть за Оргоном, расстроен ли он и тогда переход на новый кусок.

6. М. б. всем выглянуть из ширм на «наследника».

7. Не понятно, когда Тартюф бьет Лорана. Это надо либо отменить, либо сначала /раньше/ отыграть друг с другом, а потом бьет.

8. Клеант – шире, вот уже теперешнее лицемерие, закон, конституция и т.д.

Тартюф – хорошо сцена с Клеантом, но конкретней, почему он не может отказаться от предложения Оргона – тогда у Клеанта точно родится про «ритора».

9. Тартюф в I акте должен играть то же, что и в начале II, т.к. мы застали пьесу, когда Тартюф владеет всеми ключами.

10. Образ Тартюфа – «скользкая змея».

11. Марианна – не надо все в публику, а то получается абстрактно, разговор конкретно с отцом. Играть без романтики, век Мольера очень циничен, подтекст: «Не хочу спать с Тартюфом».

12. Эльвира должна конкретней говорить Оргону и в перерывах – совещаться с другими, придумывая заговор (при перебежках Оргона, т.е. когда мизансцены меняются). Эльмира должна после своих реплик 1-2 секунды ждать ответа с той стороны куда ушел Оргон.

13. Монтировщику одеть рукав (костюма Оргона) и несколько раз хлопнуть дверью в зале (после каждого куска Эльмиры).

14. Эльмире конкретней «под стол», «так надо». Я вам все покажу сейчас.

15. Оргон – точнее «я вошел в азарт и сам». Это тяжба, пари.

16. Эльмира – больше соблазнять Т. Рифму держать:

Сейчас ради вас

Угадать бы – свадьбы.

Рифма должна рождаться от дела.

Т. – в зал играть, что все прекрасно, но червь сомнения все-таки есть.

Эл. – конкретно стук Оргону под стол «до конца пойти» и до finala монолога все говорить мужу под стол. Отшвыривать сильнее Тартюфа, когда на коленях.

Т. – делать раньше расшнуровку и весь текст положить на это физическое действие.

Т. должен принять, что надо посмотреть нет ли мужа рядом. Подтекст: «Дурак ваш муж!»

Эл. – сильнее отталкивать Тартюфа. Ставить точно вопросы: уже? Не рано ли?

Оргон сразу встает когда возвращается Тартюф. Бить по рукам после «Торопыги» (Тартюфа). Оргон должен предъявлять шнуровку Тартюфу как улику, потом скомкать и бросить в Тартюфа ее.

Эльмира знает, что Т. – наследник  - про дом менее наивно и конкретней спрашивать, что же еще случилось.

17. Клеанту шире о том, что здесь произошло.

18. Дамис рифма: дел – котел

19. Оргон – конкретней матери «вот здесь», тогда можно после этого плюнуть.

20. Клеанту и Дорине очень зрело и серьезно про то, что Оргону теперь тоже нет веры.

21. Лояль чаще апеллировать к документам. Про сынка – это уже статья (конкретнее).

22. Дорине высунуть руки из ширмы, монтировщикам всунуть ей в руки дубину.

23. Проход крепышей. Куклы отменить, пусть пройдут по сцене в пантомимической пластике монтировщики (в своей «униформе»).

24. Эльмире больше брать зал, эдакая интеллигентская точка зрения во все времена.

25. Валеру сначала подойти и обнять Мариану, потом перестроиться к Оргону (иначе равнодушное отношение к Мариане).

Но когда вступает Клеант – перестает обниматься. Валер - конкретнее «бегите».

26. ! Лирический проход, когда Оргон уезжает, до конца с прощаньем, тогда будет резкий переход к выходу Тартюфа.

27. Свет переход проверить, портрет Т. нести выше за ним.

28. Когда идут гротесковые куски музыкально - пластические, их надо оттачивать, поискать более точные движения.

29. Офицер – держать рифму и ритм пластический. «Обман и плутовство» - это разные вещи, иначе не звучит.

30. В движении в finalе надо вдалбливать каблучками в землю. Идиотский оптимизм!!!.


22 декабря 1995 г.

НАЧАЛО  

Ю. П. : Снять грим надо Ренате и сделать брови и усики – и все.

Задницу подложить надо. И бюст вставить.

_______________

(ДОРИНА: Была бы у нее сейчас родная мать в живых, учила б не тому она детей своих.)

Ю. П. : Дорина должна рука в руку протянуть, чтоб руки ее перекрыть, рука должны быть у тебя.

______________

(РЕНАТА: “В грехе ваш дом погряз.”)

Ю. П. : Про театр надо говорить.

______________

(ЖЕЛДИН: “А сплетники пускай болтают – на здоровье.”)

Ю. П. : Костя, надо лучше разговаривать.

_____________

Ю. П. : Хохот – должны смеяться портреты.

                                        ______________

  (ЖЕЛДИН: “Скажите, до чего Тартюф попал к ней в милость.”)

Ю. П. : Покажи на портрет.

_______________

(ДОРИНА: “И тот повадился учить меня, ей-ей.”)

Ю. П. : Перед тем, как нырнуть (в портрет), поищи место, куда нырять.

_______________

(АНТИПОВ: “Здорово, милый зять…”)

Ю. П. : Рука на палку вторая.

______________

(ДОРИНА: “Когда пускали кровь – ей, сударь, не ему…”)

Ю. П. : Она должна появиться.

_______________

(ЖЕЛДИН: “Как этот человек попал к вам в милость и можно ль под его влиянье так подпасть…”)

Ю. П. (осветителям) : Ну что вы шуруете прожекторами?! Что вы делаете!

                  ______________

                      (ПЕРЕХОД)

Ю. П. : Надо упасть в обморок – от этого уволочь портреты.

_______________

Ю. П. : Это такие похабные зеркала! Это что такое! Они же ничего не отображают. Какая-то дрянная пленка, что же они делают, бандиты несчастные!

_______________

Ю. П. (Пеховичу) : Высоко надо стоять с записной книжкой, а не склоняться.

_______________

(АНТИПОВ: “В сравненьи с вами все прочие должны казаться дураками.”)

Ю. П. : Входи в портрет, Феликс.

_______________

(ЖЕЛДИН: “Предмет оставим этот спорный…”)

Ю. П. (осветителям) : Что вы делаете со светом – кошмар какой-то!

______________

(Выход МАРИАННЫ из туалета.)

Ю. П. : Штанишки надо поправить.

_______________

-2-               

(АНТИПОВ: “Подслушивать!”)
Ю.П. : Надо её за ухо и на пол.
____________________
(УХОД АРГОНА. )
Ю. П. : Оттуда уйди, Феликс, и в свой портрет, и встань неподвижно.
____________________
(МАРИАННА:  Пускай, Валер...)
Ю.П. : Это по-женски: “Пускай, Валер…”
_____________________
(ДОРИНА: “А вы, чего хотите вы…”)
Ю. П. : Услышь музыку-то, милая.
____________________
(ДОРИНА:  “Ах, господин Тартюф, он чересчур хорош.”)
Ю. П. : Физиономию надо брать его, трепать, и уши брать – “немного лопоух…”. Надо работать с физиономией.
____________________
Ю. П. (Трифонову): Лезь, лезь дальше, шуруй, ты продолжай шуровать – Дорине залезь под юбку, потом эту хватай, чтоб она визжала.
____________________
(ВАЛЕР – МАРИАННА – ДОРИНА)
Ю. П. (Осветителям): Надо чтобы вы прожекторами не ползали за актерами, а точно включали, а вы ползаете, да не туда.
____________________
Ю. П. : Дорина сидит у портала.
____________________
Ю. П. : Надо это репетировать: он уходит, а вы его возвращаете. Надо репетировать.
____________________
Ю. П. : Растаскивай их, а вы целуетесь, да и все. Это лирический кусок, красивая музыка.
____________________

(ПЕРЕХОД)

Ю. П. : Надо взять полено и ударять его по лбу: “Горячая вы, сударь, голова,” – по лбу поленом.
____________________
(ТАРТЮФ – ГОСПОЖА)
Ю. П. (Трифонову) : Мало пылкости, милый. Признание пылкое. “Такого напустил туману”.
____________________
( “Мы, женщины, должны обороняться сами…”)
Ю. П. (Колпиковой) : Вложи, Настя, подтекст,  что мужчины стали просто дерьмо.
____________________
Ю. П. : Надо развести стулья, Юрий.
____________________
Ю. П. (Трифонову): Нужно его больше кормить, смотреть на него, пантомимически качать головою: “Какой же ты мерзавец,” – и так далее. А ему: “Я хочу горе принять, ведь у всякого есть грехи”. Плохо слышно, Трофимов. В общем, мне с тобой надо поговорить хотя бы минут десять. Это как всегда плохо. Надо репетировать. “Я за него молю,” – это же лицемерия сцена, так надо его доводить до трагифарса. Надо мне собрать их всех и говорить.
____________________

Ю. П. : Как эксцентрично – так хорошо.
____________________

 

– 3 –

 

(АНТИПОВ просит погасить свет)
Ю.П. : Выслушай, а потом погаси, Мироныч с Аликом.
                                                              ____________

II ДЕЙСТВИЕ
ПАНТОМИМА

Ю.П. : Это же как мячики они должны скакать.
______________

Ю.П. (Трифонову) : Больше играй сердцем.
______________
(АРГОН: “Наоборот. Признаться, для меня милее нет занятья, чем злить клеветников…”)
Ю.П. : Больше надо довести, что он отказывается. Это вот апогей. Вот как!
______________
Ю.П. : Зажигаются портреты. Реплика: “Снова,” – и возвращается семья. Трифонов – неверно, и свет неверно.
 _____________

(МАРИАННА: “…Отвергли вы, отец, того, кто мной любим…”)
Ю.П. : Надо у своего портрета стоять на коленях.
                                                   ____________

(АРГОН: “Ну я вам доложу!..”)
Ю.П. : Не переигрывай, Феликс.
______________
(АРГОН: “Полегче, сударь мой!”)
Ю.П. : Не пережимай, Филя.
_______________
(ТАРТЮФ: “Дом мой. Я заявлю права.”)
Ю.П. : Вот это правильно. И больше злости и мести.
                                                   _____________

                                              ___________________

                                                  (Дорина, Тартюф)
(Дорина: “Зачем вводить вас в грех?”)
Ю.П. (Славиной) : Зачем так орать? Это же грубо! Скажи мысль тише в два раза. И не кричи.
                                    _____________________________

                                                (Эльмира, Тартюф)
Ю.П. (Антипову) : Филимон, мизансценируй, срежиссируй, а потом уйди.
                                   ______________________________

                              Ю.П. : Очень формально вы все делаете.
                                   ______________________________


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.