• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анастасия Денгаза. «Сказка о царе Салтане» Чернякова - это спектакль о том, что жизнь не похожа на сказку

группа БЖУР183

В моем представлении сказка - это некая параллельная вселенная, где всё хорошо. Да, случаются какие-то нападки со стороны зла, но конец всегда один - всё снова становится хорошо или даже лучше, чем было прежде. Добро как обычно побеждает зло, и все рады и счастливы.

Либо в конце сказки кто-то женится, либо рожает детей, либо побеждает зло и устраивает пир. Однако же нет продолжения, в котором, например, один супруг изменяет другому, или ребенок становится наркоманом, или все члены семьи в итоге умирают. Сказка для того и создана, чтобы дарить людям надежду на счастливый конец, отвлекать от жизни в этом злом мире с бессердечными и безучастными людьми.

Сказка - ложь, да в ней намёк. Каждая сказка создана еще и для поучения, наставления. Чему учит “Сказка о царе Салтане”? Лично меня она научила надеяться только на себя и не удивляться, когда тебя предают. Звучит, конечно, очень грустно и так, будто я успела разочароваться в жизни не один десяток раз. Однако же давайте вспомним, как и в самой сказке, и в спектакле Чернякова сестры Милитрисы и сватья баба Бабариха предают избранницу Салтана. Больше всего меня повергло в шок, когда Бабариха пела колыбельную со словами “поскорее умирай”. Да камон, в чем твоя проблема, женщина? Это тоже одна из сестер, о которых ты так заботишься. И к тому же у нее уж точно ни в чем невиновный ребенок. Зачем быть такой злой? Неужели жизнь у двух сестер и Бабарихи лучше стала, после того, как они царевну в бочку посадили? По моим ощущениям, в спектакле злоба, ненависть и зависть этих сестер и Бабарихи показана ярче, нежели в самой сказке. Ну или же, будучи ребенком и читая ее, я не представляла себе во всей силе таких отрицательных чувств, исходивших от этих персонажей. 

Как я уже говорила, в сказках всё заканчивается чем-то хорошим. В спектакле, как я поняла, такая концепция: автор хотел перенести сказку в жизнь. То есть историю матери и сына с аутизмом зрители должны воспринимать не как сказку, а как реальность, которая жестока, а порой даже слишком. В самой сказке мальчик не болел аутизмом. Ну это как минимум.

Возможно, из-за того, что сказку я читала в детстве, а спектакль смотрю сейчас, он кажется более жестоким и грустным. Да, в сказке царевну и сына посадили в бочку и отправили в море. Это страшно и непонятно, как он там рос и как они выжили вообще. Но на этом их беды заканчиваются. И на острове Гвидон и Милитриса обретают счастье и радость, спокойно живут, пытаются заманить Салтана на Буян. В конце сказки семья воссоединяется и образуется новая: у Гвидона и  Царевны-Лебедь.

В спектакле же всё намного хуже. Милитриса и Гвидон не особо радуются жизни, на острове не живут. Все чудеса в голове у Гвидона разве что. А его мать страдает всё время с момента расставания с Салтаном. Потому что искренне не понимает, в чем же дело, что она или ее ребенок сделали не так. Соответственно ни мать, ни сын не могут простить отца за то, как он с ними поступил. Как бы он там ни распинался и какие речи бы не изливал. И вот это больше похоже на правду, на реальную жизнь. В жизни же совершенно безмятежно быть не может. Конечно. Поэтому в конце спектакля у Гвидона случается приступ, и он умирает.

Не хочется заканчивать на столь печальной ноте, поэтому стоит отметить, что мы сами творцы своего счастья. И будет ли наша жизнь сказкой, зависит не только от противных родственников или тех, кто желает нам несчастья и прилагает усилия для достижения этой цели, но также и от нас самих. Да, жизнь не сказка, не сладость, а скорее гадость. Но это же не перманентно, а местами. И я верю, что отношение к жизни, к себе и к людям влияет на степень сказочности нашей жизни.

Преподаватель - Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.