Ольга Егошина. Антигона, которая поет
Свое 42-летие Театр на Таганке отметил премьерой античной трагедии
Один из старейших режиссеров России, руководитель легендарного Театра на Таганке Юрий Любимов показал Москве свой новый спектакль — «Антигону» Софокла. Он вывел на сцену поющий хор (артистам театра помог ансамбль Дмитрия Покровского), одел античных героев в костюмы «от кутюр» и уложил текст в час с небольшим сценического действия.
«Антигона» принадлежит к числу ранних трагедий Софокла, и по преданию, она так сильно понравилась афинянам, что Софокл был немедленно ими избран на одну из десяти высших должностей в государстве, став стратегом вместе с другом Периклом. А дальше, на протяжении двух тысяч лет, почитатели творчества афинского трагика спорили о главной теме и природе конфликта в «Антигоне»: изобразил ли Софокл конфликт религиозного и государственного долга или столкновение общественных интересов и родовых, семейных традиций, свободной воли и тиранической власти?
Долго занимался «Антигоной» Гегель, давший свое истолкование трагедии Софокла. Обратившись к одному из самых философских произведений мировой драматургии, Юрий Любимов сознательно и решительно отказался от всех бездн и головокружительных вопросов духа. Трагедию он сократил, переписал и перекомпоновал, оставив ход интриги и выведя на первый план не столкновение Антигоны с Креонтом, а любовь Антигоны и сына правителя Афин Гемона. Отсутствие подходящего любовного содержания у Софокла режиссер возместил щедрыми заимствованиями из «Песни песней». «Ты прекрасен, возлюбленный мой!» — распевают речитативами на музыку композитора Владимира Мартынова не только Антигона и Гемон, но и остальные афинские влюбленные парочки.
Собственно, в спектакле Театра на Таганке оказывается, что Креонт виноват прежде всего в том, что нарушил идиллию любящих сердец, за что и будет наказан потерей единственного сына. Эту мораль у Софокла вычитать довольно сложно. Но недаром Юрий Любимов обозначил в программке, что именно режиссеру принадлежит «композиция, идея сценографии и постановка». То есть «Антигона» — спектакль не просто авторский, но авторский в квадрате.
Любимов разбил сцену на постепенно уходящие вдаль плоскости, перегородил стеклянными вращающимися дверями. Время от времени спускается прозрачный экран, превращающий персонажей спектакля в рыб, плавающих где-то в глубине бассейна. Режиссер выстроил между собой и Софоклом целую систему хитрых «отстраняющих» механизмов: и музыку, и фрагменты «Песни песней», и странные костюмы, стилизующие античные мотивы, в духе сегодняшних спа-салонов.
Премьерный спектакль, вышедший в день 42-летнего юбилея Таганки, пока явно «не доведен» до нужной кондиции. Ощущается и отсутствие мастера: заболевший перед премьерой Юрий Любимов еще не доотполировал постановку «Антигоны» до собственных стандартов.
Но и сейчас энергичный, короткий (идет всего час с небольшим) спектакль впечатляет своей постановочной культурой, редко встречающимся режиссерским мастерством построения мизансцен, игрой со светом, звуком, ритмом. Черно-белый, эстетский спектакль, построенный на чередовании стихотворных и певческих сцен, «Антигона» вполне может служить наглядным пособием для начинающих режиссеров. И еще раз доказывает, что 88-летний Юрий Любимов держит марку режиссуры как мало кто в Москве, пластично и уверенно вписываясь в любое время.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.