• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Джон Фридман. Режиссёр, который видел всё, продолжает творческие поиски в свои 85


The New York Times, 29 сентября 2002

Легендарный Юрий Любимов, бывший русский эмигрант, продолжает творить, принимая похвалы даже из Кремля.

Москва. Тёплый сентябрьский день, ещё нет и полудня, а Юрий Любимов уже за работой. Сегодня в знаменитом театре на Таганке начало нового сезона, Любимов стоит в узком проходе у сцены и, перешучиваясь и делясь советами, приветствует большую труппу и нескольких гостей, рассеянных по залу.

«Мы должны быть конкурентоспособными в наше время, — убедительно говорит он спокойным голосом — Соперничество сейчас суровое. Я не любитель подобных фраз, но мы не выбираем век, в который живём».

Кто знает это лучше, чем сам Любимов? Завтра, отмечая свой 85-летний юбилей премьерой нового спектакля, он вспомнит жизнь, прожитую в самой гуще событий. Родившийся 30 сентября 1917 года, всего за несколько недель до Октябрьской революции, он прошёл все этапы судьбы архетипического героя: славу, борьбу, изгнание, триумфальное возвращение и новое начало.

Будучи в 1930-х неопытным студентом театрального училища, он познакомился с великим режиссёром-новатором Всеволодом Мейерхольдом незадолго до того, как тот был расстрелян. Сегодня, уже как кумир своего поколения, он получает поздравления от нынешнего российского президента, Владимира Путина.

Двухчасовая захватывающая адаптация обеих частей «Фауста» Гёте, новая работа Любимова, будет главным событием двухнедельной программы, посвящённой великому режиссёру в российской столице.  Но для Любимова, статного человека с выразительными чертами лица, это будет всего лишь ещё один трудовой день. Поразительно, но после своего 80-летнего юбилея он поставил еще 11 спектаклей.

На Западе Любимова знают по работам, поставленным в период эмиграции (в 1984 году Политбюро лишило его советского гражданства, в 1989 его восстановили в роли художественного руководителя Таганки). Но в России он стал популярен уже в 1950-х, после того, как получил высшую награду страны, Сталинскую премию, за актёрскую работу в театре Вахтангова. Когда он основал Таганку в 1964 году, несколько студентов вахтанговского театра сыграли в смелой адаптации   «Доброго человека из Сезуана» Брехта, и это стало началом одной из самых блистательных режиссёрских карьер, известных двадцатому веку.

«Это была ошеломляющая постановка, — вспоминал Кама Гинкас, уважаемый театральный режиссёр, которому в то время было 23 года. — Она оставляла неизгладимое впечатление, работала с аллегориями, живой речью, сюжетом и связками между частями действия. Этот спектакль стоит своей славы. То было художественное и политическое событие высшего уровня» .

Дальнейшие работы, такие как адаптация книги Джона Рида об Октябрьской революции, «Десять дней, которые потрясли мир» (1965), «Гамлет» (1971), «Мастер и Маргарита» (1975) [1] по Михаилу Булгакову и «Преступление и наказание» (1979) по Достоевскому заслужили от Артура Миллера слова о том, что Таганка возродила в нём веру в театр, а британский критик Мартин Эсслин назвал Любимова «одним из величайших режиссёров нашего времени».

Авторским почерком Любимова является стремительный, откровенно театрализованный стиль, который соединяет сатиру, иронию, танцы и исполнение песен. Его Гамлет, сыгранный знаменитым актёром и бардом Владимиром Высоцким, скончавшимся в 1980 году, играл на гитаре. Актёры Таганки постоянно обращаются к залу, устанавливая личную связь со зрителями. Этот прием действует: за 27 лет [2]«Мастер и Маргарита» сыгран 1006 раз и по-прежнему держится в репертуаре театра.

В первые годы работы на Таганке, в небольшом двухэтажном здании на оживлённом перекрёстке Таганской площади, Любимов часто подвергался нападкам со стороны коммунистических властей за постановки, в которых звучала неприкрытая правда. Три из них запретили сразу, в остальные пришлось внести изменения, чтобы сохранить на сцене. При этом в частном порядке многие официальные лица Союза – включая начальника КГБ Юрия Андропова, который позже стал генеральным секретарём партии, – были поклонниками театра.

Путин, тоже служивший в КГБ в 1980-х, посетил спектакль Таганки в прошлом году и остался побеседовать с режиссёром. Ему предложил и оставить подпись на стене кабинета Любимова, на которой можно увидеть автографы сотен известных людей. Президент выбрал пустующее место под портретом великого поэта Александра Пушкина. «Посмотри! — сказал гостю Любимов с искрой во взгляде. — Видишь, он подписался над сэром Лоуренсом Оливье. Он не дурак, раз выбрал место между Пушкиным и Оливье!» По словам Любимова, Путин признался, что театр на Таганке и его звезда, Высоцкий, «перевернули его образ мысли» в 1970-х.

Тем временем, Любимов, который называет репетиции своим любимым занятием, просто продолжает работать. На прогоне «Фауста» — спектакля, в котором десять степ-танцоров во фраках играют свиту Мефистофеля, – режиссёр постоянно останавливает актёров, пока те крадутся по сцене, отбрасывая силуэты на чёрную стену. «Вы опять забываете про игру теней! – властно заявляет он. — Это же интересно — поиграть с тенью! Еще раз!».

Подпись к фото:
В потоке вечности. Верхнее фото – Владимир Черняев, слева, в главной роли нового «Фауста» и Тимур Бадалбейли в роли Мефистофеля во время репетиции с Юрием Любимовым (на фото слева) в театре на Таганке (фото сверху), где Любимов был художественным руководителем на протяжении нескольких десятилетий мятежного века в России .

 

Примечания

Автор статьи Джон Фридман – театральный критик газеты «The Moscow Times». Культуролог и журналист, соавтор книги «Provoking Theater» вместе с Камой Гинкасом.

[1] В статье допущена ошибка: премьера спектакля состоялась в 1977 году .

[2] В статье допущена ошибка: спектакль шел 25 лет, так как премьера состоялась в 1977 году.

[3] Он же Тимур Базинский, российский актёр азербайджанского происхождения.

 

Перевод с английского Ирины Лавринович, студентки ОП «Культурология», НИУ ВШЭ. Руководитель – Серафима Маньковская


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.