• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Б. Галина. Гастроли театра им. Евг. Вахтангова: «Соломенная шляпка»

«Красное знамя», Сочи, 24 мая 1940 года

После постановки «Принцессы Турандот» [1] - спектакля жизнерадостного и остроумного, вылившегося в красочный парад блестящего актерского мастерства, - вахтанговцы показали сочинскому зрителю «молодежный спектакль» «Соломенная шляпка» [2].

Водевиль «Соломенная шляпка» принадлежит перу превосходного мастера водевильного жанра Эжена Лабиша [3], жестоко осмеявшего мелкобуржуазный мир Франции 50-х годов прошлого столетия, превратившего маленький анекдот о соломенной шляпке, съеденной лошадью, в увлекательную пьесу, события которой передаются драматургом как бы «всерьез» с невозмутимым спокойствием.

«Соломенная шляпка» - одно из немногочисленных произведений драматургии полное сценического очарования, тонкого, как кружево, изящества, остроумия, юмора и легкости, что безусловно требует от исполнителей большого мастерства, почти виртуозной сценической непринужденности.

Театр им. Вахтангова готовил «Соломенную шляпку» как учебную работу, «молодежный спектакль», в котором в главных ролях выступают молодые актеры. И неудивительно, что от спектакля веет свежестью и молодостью, хотя и изобилующей пока еще некоторой неуклюжестью, но неподдельно искренней и безусловно содержащей элементы созревающего мастерства.

Зритель, только что видевший высокое блестящее мастерство старшего поколения вахтанговцев, ярко продемонстрированное в «Принцессе Турандот», не может не заметить, что в постановке «Соломенная шляпка» еще много незрелости, недоделок, а в игре актеров нет еще нужной для исполнения водевиля непринужденности. Но тем не менее, зритель чувствует, что коллектив актеров сумел воскресить на сцене смешно изображенное Лабишем лицо буржуазной Франции, передать своебразие героев водевиля, острый юмор, донести до зрителя веселый смех Лабиша, отчего спектакль смотрится легко и весело.

Удачно справились со своими задачами молодые актеры, сумевшие сделать самое трудное в своем искусстве – создать крепкий, стройный ансамбль.

Запоминаются зрителю наивная Элиза (арт. Н. Зорина), и лукавая Жоржета (арт. Ремизова), и глупая баронесса Шампаньи (арт. А. Запорожец). Хорошо передано своеобразие созданных Лабишем типов актерами И. Соловьевым (Нонанкур), Е. Максимовым (дядюшка Визине), Н. Пожитновым (Бопертон), Н. Смирновым (бухгалтер Тардиво), А. Марьиным (виконт Ахилл) и особенно В. Осеневым (Фадинар) и Ю. Любимовым (Феликс), создавших живые образы парижских молодых людей.

Стройно и живо на сцене сменяется картина за картиной, плавно и гладко повествуют актеры о событиях. Немалая заслуга в успехе спектакля принадлежит автору музыки Н. Шереметьеву и художнику С. Юнович. Марши и куплеты Шереметьева легки, как французская песенка, декорации и костюмы – красочны и изящны.

И хотя зритель замечает и молодость мастерства актеров и их неопытность, но это не уменьшает удовольствия, которое на протяжении всего спектакля зритель шумно выражает веселым, искренним смехом. Ибо это постановка театра, созданная молодежью под руководством режиссера А. Тутышкина и народного артиста Р. Н. Симонова, выполнена по традициям Вахтангова. Она – изящная, весела, жизнерадостна, что приносит радость и веселье зрителю. И зритель ни на минуту не сомневается, что большой блеск и совершенство исполнения безусловно со временем придет к вахтанговской молодежи, идущей по верному пути своих учителей.

Примечания

[1] «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци — последний прижизненный спектакль Евгения Вахтангова, поставленный им в 1922 году в Третьей студии МХТ (впоследствии Государственный академический театр имени Е. Вахтангова) и считающийся шедевром театра. 

[2] Столичная публика познакомилась с водевилем, имеющим мировую популярность, в 1939 году — тогда спектакль «Соломенная шляпка» зрителям представил начинающий режиссер Андрей Тутышкин.

[3] Пьеса-водевиль в 5 актах французских драматургов-водевилистов Эжена Лабиша и Марк-Мишеля. Пьеса была написана в Париже в 1851 году. В том же году состоялась её премьера: в театре Королевского дворца (Théâtre du Palais-Royal) 14 августа 1851 года.

Статья подготовлена к публикации Ариной Киреевой, студенткой образовательной программы «История» Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.