• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья В. Гаврищенко о спектакле «Накануне»

«Большевистская сталь», г. Сталинск. 24 июля 1949. №144

Безмятежной тишиной, благодушием веет со сцены при открытии занавеса. Перед нами на скамейке девушка, мечтательно глядящая вдаль. О чем она думает, мы еще не знаем, но чувствуем сильный и благородный порыв во всем ее существе.

И вот в этом спокойном дворянском гнезде рождаются новые мысли, новые стремления, новые люди, которые готовятся опрокинуть вековые крепостнические устои дворянской России. По словам самого И. С. Тургенева, в основу романа была «положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело двинулось вперед». В романе «Накануне» И. С. Тургенев со всей полнотой дал художественное воспроизведение современности, откликался на те заветные думы, которые в период общественного подъема второй половины пятидесятых годов волновали всех мыслящих и передовых людей.

Борьба с угнетением, жажда обновления жизни для счастья человечества, канун великих событий (отмена крепостного права) — такова идея спектакля, которая нашла яркое выражение в своем сценическом воплощении. В этом убедились зрители нашего города, посмотрев спектакль театра имени Евгения Вахтангова, который удачно инсценирован драматургом А. Н. Арбузовым.

В героине пьесы Елене Стаховой выступает «новый человек» русской жизни. Это один из первых образов русской женщины, выведенной И. С. Тургеневым, которая пошла по пути прогресса к светлому, свободному будущему.

Образ Елены в талантливом исполнении артистки Парфаньяк наполнен жизненной теплотой и правдой. Она отлично постигла тургеневский стиль, т.е. сумела вникнуть во внутреннюю драматичность и нашла мягкие тона для ее внешнего выражения.

Это не мечтательница, а человек, который чувствует, жаждет и ищет новое.

Происходя из богатой дворянской семьи, Елена свою любовь отдает Инсарову, болгарину, бедняку, у которого в жизни была одна великая цель — освобождение родины от турецкого гнета.

Как от обломовского благодушия Елена рвется от Шубиных и Берсеневых. И Шубин и Берсенев — второе младшее поколение сороковых годов, — отступили перед Инсаровым, отдавая должное его прямой и смелой «железной» силе.

Эту силу Инсарова со всей ее непоколебимостью мы чувствуем в прекрасном исполнении заслуженного артиста РСФСР И. М. Доронина. Инсаров — человек воли и действия, который умеет не только «красиво говорить», но и «дело делать, работать».

Берсенев в исполнении артиста Н. М. Малишевского предстает как «умеренный энтузиаст», который не способен на подвиг большой силы, подвиг решительный, смелый. Наглость немцев не вызвала в нем возмущения и протеста и только Инсаров сумел отсечь попытки вмешательства в чужие дела, в чужую жизнь.

Сила волевого устремления у Инсарова резко противостоит тому изящному, красивому бездействию, которому предан Шубин (так мастерски переделанный артистом В. А. Дугиным), тому тихому, полусонному спокойствию, которому преданы все в богатой усадьбе Стахова.

Оформление спектакля сохранило и лирический пейзаж, богатство и успокоенность в доме Николая Стахова, этого дворянина, привыкшего к беспрекословному подчинению, к ублажению всех его прихотей.

С большой ясностью ведет роль Николая Стахова заслуженный артист РСФСР В. Г. Кольцов. Если вначале мы видим в Николае Стахове капризного дворянина-повелителя, самодура который проклинает свою дочь за ее «дерзкие» помыслы, то в конце роли В. Г. Кольцов очень точно и ярко передает осознанную им бесполезность борьбы с наступающим новым в почти безмолвной сцене прощания Елены с Инсаровым.

Артистка Д. А. Андреева превосходно исполнила роль Анны Васильевны — жены Стахова. Эта женщина, свято хранящая патриархальные устои, всеми средствами старается поселить в душах человеческих примирение и покорность. Сцена прощания с дочерью и зятем была ею проведена блестяще.

Ярко и полно создал образ Увара Ивановича заслуженный артист РСФСР Б. М. Шумихин. Его Увар Иванович это самобытный дворянин.

Даже такие эпизодические роли, как нищая-старуха в исполнении артистки В. Поповой и лакея в доме Стахова, которого с юмором играет артист Г. Мерлинский, четко дополняют в спектакле тот разносторонний реализм, который так присущ И. С. Тургеневу.

Те восторженные аплодисменты, которыми зрители неоднократно награждали весь ансамбль исполнителей этого чудесного спектакля, говорят о колоссальном труде и мастерстве его постановщиков — народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии Р. Н. Симонова и А. М. Габовича.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.