Дарья Гнатченко. «Честность с собой – путь к настоящей жизни»
«Мало быть честным перед другими,
надо быть честным перед самим собою»
А. Куприн
Поставить «Чайку» стремится большинство театральных режиссёров. Будучи главным текстом Антона Чехова, она привлекает многих, но не все творцы справляются с многолетней театральной традицией. Как бы то ни было, Кристиан Люпа своим спектаклем в Александрийском театре вносит новый вклад в осмысление пьесы и представляет особый критический взгляд на классический текст.
«Весь мир – театр», – завещал Уильям Шекспир. По этому же принципу действует и Кристиан Люпа, создавая герметичное пространство, где каждый из присутствующих на сцене (вопреки заветам Станиславского) – не герой в заданных обстоятельствах, а своеобразный актёр в актёре.
Все персонажи у режиссёра будто знают, что находятся перед публикой, что за ними наблюдают и оценивают их действия. Понимая это, каждый из героев действует, исходя из зрелости и личной системы ценностей.
Немаловажную роль в этом играет сценография, за которую отвечал сам Кристиан Люпа. Зритель видит стулья, выставленные в ряд. Герои приходят и уходят, ломают и переставляют их, но единым остаётся одно – уязвимость находящихся на сцене перед публикой и пристальными зрительским взглядом. Такая сценография оголяет героев, показывает их самые неприглядные черты и, наконец, указывает на тех, кто честен перед собой, а кто лишь играет указанную роль (в жизни или пьесе).
Разобрать, как работает режиссерский взгляд на историю, можно на примере главных героев. Константин Треплев у Люпы – не недопонятый мечтатель или юный двигатель прогресса, а человек, изо всех сил стремящийся впечатлить (себя? публику? или, по-фрейдовски, мать?). Герой швыряет стулья после простой беседы с Сориным, кричит в зал и пытается заполнить собой пространство. Треплев представляет из себя подростка, пубертатного молодого человека, отчаянно ищущего место в жизни, но каждый раз натыкающегося на необходимость оправдать чьи-либо надежды. Из-за своей незрелости герой и не может поставить достойный спектакль или написать пьесу – мысли и эмоциональные импульсы судорожно лезут ему в голову и не дают действовать разумно и рассудительно.
Вероятно, именно из-за этой «незрелости» Кристиан Люпа решает не убивать Треплева в конце. Герой не прошёл ещё путь становления как личности, не пережил то, из-за чего люди действительно могут захотеть покончить с жизнью. Он пускает два холостых выстрела в конце, но они такие же фальшивые, как и сам персонаж истории.
В целом же конец постановки жизнеутверждающий: Треплев и Нина лежат на полу, а фоом - французская песня LahsadeSela. Кристиан Люпа показывает, что история обоих персонажей в конце спектакля не заканчивается – завершается лишь один из периодов их жизни. Стоит отметить, что в конце Треплев и Нина, как и до этого, смотрят в зал, однако взгляд этот уже не ищущий внимания, а спокойно оглядывающий публику. Они больше не хотят ничего доказывать, а лишь принимают свою судьбу и ждут того, что же с ними произойдет дальше.
Аркадина так же часто работает на публику, однако в версии Кристиана Люпа это представлено не так, будто она хочет впечатлить зрителя. Нет, её обращения в зал, демонстративные движения, например приглашение присесть Нину после спектакля – всё это является, так скажем, «издержками профессии», актёрской привычкой. Она верна себе, говорит то, что действительно думает, например, комментируя спектакль сына: «Декадентство». Однако в силу многолетней сценической жизни Аркадина уже не может избавиться от ощущения испытующего взгляда публики на себя.
А кто же верен себе? Кто действительно поступает, исходя из своих убеждений? Таким персонажем можно назвать Машу – несчастную девушку, романтика и именно что второстепенную героиню. Она, как и Сорин или учитель Медведенко, живёт свою «маленькую жизнь» на сцене, не привлекая к себе внимания. Они тихие, проживающие каждый свою боль индивидуально, отчаянно ожидающие будущего счастья, но постепенно смиряющиеся с его отсутствием. Герои честны с собой и видят картину мира более четко и явно, чем главные герои, например именно Сорин указывает Аркадиной на то, что она обидела сына.
Таким образом, главное, что интересует Кристиана Люпу – это вопрос о честности перед собой и миром. Режиссёр, как энтомолог, исследует каждого персонажа, проверят его на откровенность. А кто прошёл или нет подобный тест – этот вопрос остаётся на суд нам, зрителям.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.