• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А. А. Гончаров. Дом для театра

«Известия». 1986. 13 августа. С.3

На соискание Государственной премии СССР

В последние десятилетия новые здания театров появились и в столицах наших республик, и во многих крупных городах — от Прибалтики до Сибири и Дальнего Востока. Появились новые здания и в Москве: Центральный театр кукол, МХАТ, Музыкальный детский театр, отмеченные новизной подхода к театральной архитектуре. 

Ещё больше возникло сценических площадок за счёт реконструкции старых зданий [1]. Благодаря этому появилась малая сцена и стала неотъемлемой частью театральной жизни. К сожалению, ещё слишком прочен стереотип представления о театре как о здании с большим залом, парадными и представительными помещениями для зрителей и скромной, устроенной по одному стандарту сценической частью. Словно и не было поисков Станиславского, Мейерхольда, Охлопкова, стремившихся вырваться из плена привычных представлений и доказавших на практике новые принципы организации спектакля, отношения к театральной среде — к архитектуре театра. 

И до сих пор, несмотря на многочисленные проекты и конкурсы на перспективные типы театра, практика строительства весьма отстаёт от требований, которые предъявляет ей современный театральный процесс, загоняя их в прокрустово ложе усреднённых для всей страны норм и отвечающих им стандартных архитектурных решений. Типовые решения залов и сцен рождают штамп в организации театрального действия, заведомо исключают принципиально новые предложения. Например, во все типовые проекты включён портал, жёстко отделяющий сценическое пространство от зала. Портал закрашивают чёрной краской, одевают сценической одеждой, превращают в элемент декорации и т. п. Оказывается, нормы не только обязывают проектировщика делать портал, но и точно задают его размеры. 

А малая сцена, которую сегодня создают за счёт репетиционных залов или реконструкций других зданий, расположенных зачастую вдалеке от основной сцены? Всё те же усреднённые нормы не дают возможности спроектировать малую сцену так, чтобы было удобно и зрителям, и актёрам. И наш театр, и Театр имени Евг. Вахтангова, и другие годами не могут решить эту проблему. 

Уникален сам факт создания для Московского театра на Таганке комплекса с тремя залами и сценами разной величины и сценографической организации. Новый зал на 770 мест, старый реконструированный на 500 мест и малый студийный на 100-200 мест могут работать совершенно независимо и одновременно, имея общий коллектив и постановочную базу, а это даст театру бесценную возможность экспериментировать.

Нестандартно, с настоящей творческой фантазией решены все три театральных пространства. Малая сцена вообще не имеет определённого места действия, расположение мест в зрительном зале определяет постановщик. Старая сцена после реконструкции получила игровое пространство в театрализованном фойе, а также два выхода на улицу, которые могут быть «обыграны» в спектакле.

Сегодня невозможно представить себе спектакль «На дне» без левой и правой сцены, без «живой» задней сцены с окнами в трёх этажах, населённых персонажами пьесы. Неизменными аплодисментами встречают зрители спектакли, в которые неожиданно «входит» московская улица, когда открывается огромный проём в боковой стене зала. Здесь нет «проблемы портала». Если он нужен, постановщик опускает из сценической коробки подвижные элементы, которые позволяют получить портал требуемой величины (и по ширине, и по высоте) или выстроить специальную конструкцию. 

Всё то, что делалось в некоторых театрах вопреки их архитектуре, здесь можно успешно осуществлять благодаря ей. В этом главное достижение театра и авторов-архитекторов, в этом главный урок для нашей практики. Немаловажно и то, что не только зал, но и все зрительские помещения решены в едином ключе. Поэтому, когда действие переносится в фойе, во внутренний дворик, это воспринимается совершенно естественно. 

Сохранено и реконструировано здание, в котором когда-то размещался один из первых кинотеатров Москвы и где в 1920 году выступал В. И. Ленин, а затем родился театр [2]. Новые краски обрели не только старомосковские домики, но и расположенный напротив нового входа памятник архитектуры начала XVIII века – бывшая церковь Николы на Таганке. Найденное авторами цветовое решение нового здания объединяет его с этим памятником в единый ансамбль и развивает традиции старомосковского зодчества. Мастерство авторов проявилось в том, что новая архитектура прекрасно вписалась в Садовое кольцо и уютную Верхнюю Радищевскую улицу, где расположены старый и новый вестибюли театра. 

Новый трёхзальный театральный комплекс на Таганке служит примером смелого и талантливого решения проблемы развития театрального здания. Думается, что его создатели заслуженно выдвинуты на соискание Государственной премии СССР.

Андрей Гончаров, народный артист СССР,

артист Театра имени Маяковского.

Примечания

[1] Например, здание театра «Ленком» имеет довольно богатую предысторию. В 1917 году оно использовалось политической организацией под названием «Дом анархии», чуть позже - Школой партийной работы. Через некоторое время зданием завладел Коммунистический университет и здесь не один раз выступал В. И. Ленин. В 1923 году было принято решение использовать строение для проведения массовых мероприятий, и в 1927 году здесь открылся Театр рабочей молодежи (ТРАМ), который позднее будет объединен с театральной студией Симонова. Новому театру дали название Театр имени Ленинского Комсомола, а в 1990 году его переименовали в «Ленком».

Знаменитый театр О. Табакова располагался в помещении старого подвала жилого дома, где ранее располагался угольный склад, а позднее агитационный пункт.

[2] Речь идет о здании кинотеатра «Арс», в котором 20 ноября 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал на собрании, организованном Московским комитетом и Пресненским райкомом. Сегодня это здание Электротеатра им. К.С. Станиславского.

Подготовка текста к публикации и комментарии Валерии Ивановой, студентки ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» (проект «Архив театра», рук. Е.И. Леенсон)




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.