• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алия Гришель. Пиросмани - Моцарт Някрошюса

Спектакль Някрошюса «Пиросмани. Пиросмани.» показывает последние моменты жизни грузинского художника. Этот ранний в творчестве Эймунтаса Някрюшюса спектакль поставлен по пьесе Вадима Коростылёва «Праздник одиночества». Предпосылка проста - в предсмертные моменты Пиросмани посещают герои его картин, которые, однако, не способны нарушить одиночество художника.

Герой Пиросмани в исполнении В. Багдонаса представляется человеком, предвидящим свою кончину, однако пока не сдающимся. Он очень активен, например, видя, что князья с его картин устроили поминки, он решительно их прогоняет. Только в самом конце, понимая неизбежность смерти, он ей уступает, и ломает его то самое чувство одиночества, которому он подвержен.

Художника по очереди навещают герои его картин. До чего интересная встреча – бог разговаривает со своими творениями. Но эти творения беспощадны – они указывают Пиросмани, что тот изобразил их ненадлежащим образом. Так, рыбак получился в красном кафтане, и он жалуется, что цвет кафтана совершенно не соответствует реальности: «красный бы только рыбу испугал». Однако именно так видит Пиросмани, так он изображает своих героев. Это напоминает мысль Сомерсета Моэма: в романе «Бремя страстей человеческих» он говорит, что до импрессионистов мир представлялся одним образом, затем пришли Моне, Дега, Ренуар и показали, что можно видеть мир по-другому. Мир потерял привычные чёткие очертания, цвета стали переливаться и переходить друг в друга. Но как люди изначально не принимали импрессионистов, так и не понимают Пиросмани его современники, и тем более герои его творений. Някрошюс вернётся к теме непонимания ещё раз в «Маленьких трагедиях». Моцарт играет своё произведение, но это не игра, а своеобразный танец без музыки. Это выражение гениальности, уважаемое Сальери, но им не понимаемое.

Интересно, что оба спектакля, «Пиросмани. Пиросмани» и «Маленькие трагедии», связывает тема творца. Оба, Пиросмани и Моцарт, обладают огромным талантом, который не до конца объясним окружающим их людям. Их гений всепоглощающ, но и в итоге оба умирают из-за него. Моцарта отравляет завидующий ему Сальери, а Пиросмани умирает в одиночестве и бедности, которое ему принесла тяга к искусству. Также есть и явная связь между Пиросмани и Дон Жуаном. Их объединяет сильная любовь к женщине, любовь, которая сводит их с ума и заставляет идти на отчаянные поступки.

В обоих спектаклях практически отсутствует музыкальное сопровождение. На нас не воздействует никакое сопровождение. Важно прочувствовать последние моменты художника, концентрация должна быть на репликах героев.

Cами герои картин – это не настоящие люди, образы которых запечатлел Пиросмани. Наверное, больше всего это заметно по возлюбленной Пиросмани Маргарите, портрет которой он написал. Она жалуется, что не так нарисована, что не так выглядят руки, что ноги странно смотрятся в чулках. Кажется, что это надуманные реплики, ненастоящие. Как будто это то, как сам Пиросмани смотрит на свои картины и образы, которые пишет, – с некой долей самокритики и неуверенности.

Первая сцена спектакля очень пугающая. В темноте появляется Сторож, он один. К нему, в свете, выходит наш герой. И пока Пиросмани жив, сцена хорошо освещена и есть ощущение уюта и тепла. Однако со смертью художника уходит и свет со сцены – жизнь угасла. Рядом с Пиросмани остаётся Сторож, именно он увозит Пиросмани со сцены в своеобразную вечность. Идёт закольцевывание спектакля: Сторож - некий проводник, который встречает и провожает Пиросмани. Сторож – это герой, которого не было в пьесе Коростылёва, он был введён Нюкрошюсом. Он становится немым свидетелем последних моментов Пиросмани. Именно ему художник рассказывает некую исповедь. Одним из важнейших моментов для Пиросмани является доказательство его успеха. И хотя это доказательство – всего лишь маленькая статья в газете, которую впоследствии сжигает один из князей, она важна для него. Мне кажется, что этот момент делает Пиросмани очень человечным. Някрошюс создает образ Пиросмани – гения, но одновременно и Пиросмани – обычного человека, которому важно признание и которому страшно умирать в одиночестве.

Интересно решены декорации в спектакле. Действие происходит как будто бы в избе, напротив большого окна. Деревянные балки создают ощущение уюта, но огромные окна как будто не дают возможности почувствовать себя в безопасности – и появляется ощущение слежки. Окно также разделяет героев, так, когда к Пиросмани приходит Маргарита с картины, он стоит за стеклом, не решаясь к ней подойти.

Аллюзией к смерти героя Пиросмани становится его «вешение» на безобидной леске, на той самой, на которой висел газетный отрывок со статьёй о нём. С ним остаётся Сторож - он единственный, кто оплакивает Пиросмани. Простота одежды Сторожа создаёт его образ бедного человека, «из народа», и тот факт, что плачет о смерти Пиросмани именно он, говорит, что Пиросмани был художником не из элиты, творил не ради неё, а был именно народным художником.

Спектакль Нюкрошюса заставляет поразмышлять об одиночестве, присущем каждому художнику, посочувствовать тому, кому важно признание. А главное – вместе с художником, страдающим от одиночества, прожить последние моменты его жизни.

Майнор «Театр с нуля» (преп. Маргарита Кожекина)


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.