• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Л. Д. Громова-Опульская. О пьесе Ю. Любимова и З. Паперного «Жалобная книга»

Рассказы Чехова исполнялись с эстрады еще при его жизни, а в наше время стали едва не самым популярным материалом для публичного чтения и всякого рода инсценировок.

Мысль сделать по рассказам, повестям и записным книжкам Чехова пьесу очень плодотворна. И в целом задача выполнена авторами блестяще.

По-настоящему понять Чехова можно, лишь взяв у него все, не отделяя раннего от позднего, смешное от серьезного, «малое» от «большого». Духом такого – единственно верного подхода к Чехову проникнута пьеса.

Композиция строится, как в ранней юмореске Чехова «Жалобная книга», на внешне случайной подборке эпизодов, фраз, сливающихся в единый художественный рисунок. (Жаль, правда, что в пьесе, насколько я заметила, нет вкраплений из самой «Жалобной книги»).

Бесспорное достоинство пьесы – в тонкости чеховского текста. Сочетания эпизодов придуманы авторами, не каждый кусок обязан быть точен по тексту. И не из литературного пуризма – слово Чехова всегда сказывается лучше, вернее всякого иного слова. В этой связи в заключительной реплике Идеалиста не нужны слова «Вот так!» (с. 10); в словах Дездемонова «Карету мне, карету…» (с.14).

По-моему, в некоторых местах пьесу можно сделать более динамичней. Диалоги из повести «Огни» - слишком пространны. Вдумываться в них хорошо при чтении: но со сцены они могут показаться неуклюже длинными. Их можно сжать, заменив прекрасным озорным, смешным, молодым Чеховым.

Резкая контрастность эпизодов, одновременность комедии и драмы, даже трагедии – это подлинно чеховский художественный прием, основа его реалистического метода. Но кончать пьесу «Палатой №6», все-таки нельзя. Возникает ощущение, при всем разнообразии материала, что трагическое преобладает и – главное – стало итогом. У самого Чехова, как известно, было иначе; после трагической «Палаты №6» написано множество рассказов, повестей, пьес, где звучит светлая тема близости перемен, иного будущего.

Л.Д. Громова-Опульская,

ст. научн. сотрудник, кандидат фил. наук,

зам. гл. редактора издания А.П. Чехова


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.