• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александра Шкоян. «Губернатор» Андрея Могучего: монолог в 11 эпизодах

"Не тот момент драматичен, когда по требованию фабриканта уже прибыли солдаты и готовят ружья, а тот, когда в тиши ночных бессонных размышлений фабрикант борется с двумя правдами и ни одной из них не может принять ни совестью, ни издерганным умом своим" [1].

Так пишет в 1913 году Леонид Андреев в «Письмах о театре». Мы не знаем точно, ссылался ли Андреев на конкретный текст, но всё же в этих четырех строках угадывается мысль его собственного текста – рассказа «Губернатор». Он, как и пишет автор, полон внутреннего, почти мертвого действия, едва заметного внешне. Конечно, в начале XX века «Губернатора» сложно представить на сцене, но слова Андреева в 1913 году точно вторят тому, что спустя столетие воплотит Андрей Могучий на подмостках Большого Драматического Театра. Его спектакль – монолог человека, физически уже почти мертвого, но внутренне только зарождающегося. Это одноактное действие тишины в одиннадцати эпизодах с прологом и эпилогом, полное андреевской мистики и изящное в своей безжалостности натурализма.

«Губернатор» – текст глубоко трагический. Это отклик Андреева на политические события 1905 года. Во время очередной демонстрации рабочих, в числе которых были женщины и дети, губернатор, выполняя «государственную необходимость», взмахом белого платка отдает приказ о расстреле бастующих. Погибает сорок семь человек. Теперь этот «взмах», толпа рабочих, выстрелы, запах пороха, кровь заменяют губернатору реальность. Воспоминание об этом дне застревает между категориями настоящего и прошлого, и время, как пишет Андреев, теряет силу над памятью [2]. Губернатор знает, смерть у него «уже во лбу», воздух в городе буквально пропитан неизбежной местью. И именно в этот последний месяц жизни, освобождаясь от оболочки человека-должности, появляется простой человек, с одним лишь страхом – оказаться опозоренным и ничтожным. Смерть за смерть – впредь единственный закон в городе. И теперь, когда губернатор убит, гимназисточка, которая плакала, находится среди тех, кто рассказывает сплетни и рассуждает о справедливости.

Андрей Могучий предельно точно работает с пространством, как художественного текста, так и самого действия. От кровати-гроба с мутными зеркалами по сторонам, от которых губернатору, как и от самого себя, не убежать, физическое существование героя едва разворачивается до десятишагового кабинета, точно тюрьмы. И вот, когда место действия измерено и обрисовано, начинает звучать текст. Василий Реутов зачитывает отрывки из произведения как сухой судебный документ. Пока гимназистка прыгает на скакалке, отбивая ритм, подобно секундной стрелке, мы слышим короткую историческую справку о политических настроениях 1905-го и последующих годах в России, о мятежах, «Кровавом воскресеньи», конституции и последствиях первой революции. В этот момент произносимые слова, кажется, растворяются в пространстве, подобно тому, как летопись истории утопает во времени. Всё наше внимание на нескончаемом монотонном звуке удара. Безусловно, внесенный прозаический текст Андреева в театральное действие — это удобная форма объяснения со зрителем. Но Могучий делает текст плоским – даже в те моменты, когда реплики из внутреннего монолога главного героя озвучивает Реутов, так же документально. Ещё в первой сцене режиссер задает тон судебного процесса: на подмостках – зал заседания, за ширмой – вынесение приговора, а наверху – два ангела с железными крыльями и механическим голосом, которые, то выпускают пули в голову губернатора, то остаются сторонними наблюдателями.

Режиссер берет за основу правило тишины андреевского текста. Пока приближенные ходят к нему с вопросами «как хоронить убитых», сын убеждает отца в практичности его действий по долгу службы, а жена «скучает» по светскому обществу Петербурга, вливая в себя бокал за бокалом, ну а губрнатор молчит, он везде один. От первой сцены, где он почти в бешенстве срывается на любого стоящего не там, Могучий доводит героя Дмитрия Воробьева до полнейшего смирения и молчания. Вот он едет в карете с чиновником и агентами, и,  пока они размышляют, бомбой ли или из ружья будет убит губернатор, он лишь оглядывается назад и видит проходящего мимо рабочего. ...Или же он ему только показался. Вот сцена праздничного ужина в честь полученного одобрения из Петербурга за выполнение государственного долга, где жена пытается забыться, в полупьянстве язвительно насмехается над угрюмостью мужа и совращает чиновника. До губернатора в это время доносятся лишь звуки всего мракобесия – он сидит, отвернувшись от сцены. Вот к нему приходит сын Алеша, материалист, убежденный монархист с приверженностью к выполнению любой «необходимости» для страны, другими словами, идеальный будущий политический деятель. У отца же случается нечто вроде исповеди. Его воротит от самого себя. Как он мог, Петр, еще и Ильич, стрелять в таких же русских, с теми же крестами? Здесь снова начинается градация внутреннего крика губернатора о помощи в избавлении от собственной ничтожности. Но постепенно одолевающая темнота на сцене усмиряет его. И вот он снова один в собственной тюрьме тишины, где во всем ему видится близкая смерть.

Любопытно и то, как Могучий работает с женскими ролями. Например, у героини Марии Патраковой, супруги губернатора, появляется отдельная линия, личная история, чего нет в рассказе Андреева. Мы наблюдаем за ее растлением в кутежах, пьянстве и «скучании», как она, разговаривая с дочерью, колет себе в ногу. И вроде бы совершенно мертвая душа, как и все вокруг. Но вот после чтения письма гимназистки она садится рядом с ним, со взглядом полного человеческого принятия и понимания, обращенного на него одного, тихо напевает строчки «крутится, вертится шар голубой». И вся нетерпимость, всё отвращение к ней уступают сочувствию к женщине, покорно разделившей судьбу мужа-губернатора.
И весь ее разврат оборачивается попыткой забыться, убежать от самой себя. Или вот матери убитых детей. У Андреева это ужасающая своей правдивостью драма о материнской доле, когда свобода от обязательства топить печь из-за голодовки превращается в «странный отдых умирающего, у которого за несколько минут до смерти прекратились боли», а весь царящий смрад оказывается для женщин «освобождением от всех вековых пут» [3]. Могучий же мистифицирует голос матерей в драме, делая его предметом мира мертвого: чего стоит только образ сошедшей с ума Настасьи Сазоновой (Аграфена Петровская) с ее стеклянными глазами, длинными, почти ведьминскими белыми волосами. Режиссер разворачивает метафору Андреева о возникшем именно «в женской голове» законе о справедливости расплаты. Материнское сердце обращается в истеричный, обезумевший выкрик, сводящий с ума губернатора днем и ночью. Именно этот крик становится причиной кошмаров, где он, окруженный мертвыми телами, является никем иным, как «убийцей детей».

Что же касается художественного решения «Губернатора», здесь Александр Шишкин использует любое сценическое средство, чтобы привлечь, испугать и заставить зрителя вздрогнуть. Безусловно, серо-красная палитра, натуралистическая гора мертвых тел, одинаково бледные, почти серые лица актеров, матери, точно восставшие из-под земли и дикий вид рабочего с красным флагом в руках и кровавыми подтеками на голове – всё это вносит ту грязь и отвращение, которые вызывают и подробности андреевского текста. Но иногда хотелось отвернуться, не слышать, не видеть и не чувствовать, а на меня все давят и давят. Хотя, может, мы просто привыкли к безопасности сегодняшнего искусства, которое так бережно обходится с градусом допустимой для современного человека боли.
Словом, работа Могучего – это, с одной стороны, редкий на сегодняшний день театр для человека, с возможностью сопереживать, но, с другой, это та «новая этика» сценографии, цель которой впечатлить и местами развлечь. Однако, в конце концов, первое преобладает над вторым. Подобно тому, как в начале время вбирало в себя историю, в конце оно одно остается действующим лицом. Сцена постепенно заполняется юными, едва сформировавшимися силуэтами гимназисток, тела которых так легко и свободно парят в воздухе, отталкиваясь от земли. И, кажется, ничего им не помешает, ничего не остановит этот прыжок. Как последний аккорд, в этом, казалось бы, обреченном на гибель мире двух непримиримых обстоятельств жизни обыкновенного человека и государственного лица, звучит из уст одной из этих юных девочек стихотворение польского поэта Тадеуша Ружевича. И всё, кажется, вновь кончается человеком.

...человека нужно любить
я учился и ночью и днём
что нужно любить
я отвечал: человека

Примечания 
[1] Андреев Л. Н. Письма о театре //Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. б. Рассказы; Повести; Дневник Сатаны. Роман; 1916 - 1919; Пьесы 1916; Статьи / Редкол.: И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков; Сост. и подгот. текста В. Александрова и В. Чувакова; Коммент. Ю. Чирвы и В. Чувакова. - М.: Худож.лит. 1996 С. 512.

[2] Андреев Л. Н. Губернатор // Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 2. Рассказы; Пьесы. 1904— 1907 / Редкол.: И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков; Сост. и подгот. текста Е. Жезловой; Коммент. А. Богданова.— М.: Худож. лит., 1990. С. 100.
[3] См. 2. С. 128
[4] Т. Ружевич. В центре жизни // Стихотворения и поэмы М. Худож. лит. 1985, 224 с. Сост. и предисл. В. Британишский. Пер. Н. Астафьевой, В.Британишского (в том числе поэма «Et in Arcadia ego»), В. Бурича, М. Павловой, А. Ревича, Д. Самойлова, Б. Слуцкого, А. Эппеля и др.

Список литературы:
1. Андреев Л . Н. Письма о театре //Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. б. Рассказы; Повести; Дневник Сатаны. Роман; 1916 - 1919; Пьесы 1916; Статьи / Редкол.: И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков; Сост. и подгот. текста В. Александрова и В. Чувакова; Коммент. Ю. Чирвы и В. Чувакова. - М .: Худож. лит. 1996.
2. Андреев Л. Н. Губернатор // Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 2. Рассказы; Пьесы. 1904— 1907 / Редкол.: И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков; Сост. и подгот. текста Е. Жезловой; Коммент. А. Богданова. М.: Худож. лит., 1990.
3. Ружевич Т . В центре жизни. // Стихотворения и поэмы М. Худож. лит. 1985, 224 с. Сост. и предисл. В. Британишский. Пер. Н. Астафьевой, В. Британишского (в том числе поэма «Et in Arcadia ego»), В. Бурича, М. Павловой, А. Ревича, Д. Самойлова, Б. Слуцкого, А. Эппеля и др.

Майнор «Театр снуля», преподаватель Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.