• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Михаил Губинов. «Чайка» с налетом сюрреализма

В спектакле Кристиана Люпы «Чайка» на первый взгляд нет ничего ирреального. Герои действуют почти как обычные люди, время идет по законам театральных постановок, декораций хоть и мало, но обстановку усадьбы в них различить можно. Но весь просмотр я думал о том, что что-то в спектакле мне напоминает взгляд на мир, свойственный сюрреалистам.

Станислав Ежи Лец сказал: «Я реалист и не могу закрывать глаза на сюрреализм жизни». Кажется, это бы было лучшим эпиграфом к спектаклю.В «Чайке» многие мотивы поведения героев не проговариваются, поэтому порой кажется, что ими руководит какая-то злая сила. На любой жизненной развилке они выбирают худший вариант, причиняя вред себе и другому.

В том, как Кристиан Люпа изображает взаимоотношения героев, тоже есть крайняя нереалистичность. Прежде всего, они странно друг с другом говорят, показательно подавая реплики в зал, а не партнеру, также делается, например, в сюрреалистичных спектаклях Боба Уилсона. И персонажи во время одной реплики могут успеть несколько раз сменить тон. Все они то кричат, то шипят друг на друга, и это чередуется с нормальной речью. В реальности даже в самых тяжелых конфликтах люди не могли бы так себя вести, у них бы просто не выдержали голосовые связки.

Визуальный ряд постановки нарочито беден, чтобы не оттенять фигуры персонажей. Мы видим стулья и стол, покосившийся забор, стремянку, вышку, наверное, бывшую раньше водокачкой. Из-за того, что декораций немного, фокус внимания всегда направлен на актеров и их позы. У каждого из них есть своя манера сидеть и стоять, что интересно смотрится на общих планах. Чтобы зафиксировать эту позицию, Люпа использует такой прием: во время разговоров персонажи иногда замирают, задумавшись. В этой статичности много драматизма и непохожести на наш мир. К примеру, Нина Заречная надолго замирает, подняв локти вверх, а Маша слушает чтение Аркадиной, притаившись на стремянке. Когда такие сцены показывали издалека, то это напомнило мне картины французского сюрреалиста Ива Танги. На них странные маленькие существа тоже застывают в пустоте, как это происходит и с персонажами спектакля.

Я приведу пару примеров своих ассоциаций с творчеством этого художника, который тоже поднимал вопросы странности и абсурдности жизни.

 

«Перевоплощение»

«Бродячие артисты»

«Ветер»
Эти картины похожи на спектакль не только своим сочетанием маленьких фигур с пустотой сзади, но и непониманием зрителя, что не так с изображенным миром, почему он вызывает тревогу. При слове «сюрреализм» обычно вспоминаются красочные и провокационные работы Сальвадора Дали, но в спектакле Кристиана Люпы показан сюрреализм обычной жизни, когда героев будто бы заставляет страдать неведомая сила. И Треплеву, и Заречной, и Шамраевой очень тяжело живется, а Аркадина даже говорит «плохое место эта усадьба». Но они, как герои сюрреалистического полотна, не могут выйти из этого заколдованного круга и переместиться в другой мир.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.