• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гуэрра А. «Берегите ваши лица» в театре на Таганке

(Guerra Andriano.Uno spettcolo scuote le ribalte moscovite. Unita. 1970 . 9 FEB.) 

Спектакль взволновал московскую публику.

Автор спектакля — Вознесенский.

Спектакль вызвал споры и нарекания.

Московский театральный сезон. КОТОРЫЙ, КАК КАЗАЛОСЬ, В ЭТОМ году должен скорее напоминать стоячую воду, был внезапно взбудоражен спектаклем, поставленным режиссером Любимовым на стихи Вознесенского в самом интересном и гражданском театре на Таганке. Название спектакля - «Берегите ваши лица» - это обращение поэта: он призывает не «спасать лицо», а «помнить, что мы люди», и поэтому «должны вести себя как люди».

На сцене актеры «выстреливают» стихи как лозунги, поднимая громадное зеркало, в котором отражаются лица артистов; тем самым эти последние неожиданно оказываются на сцене и вынуждены как-то на это реагировать: поднимать или опускать глаза перед указующим перстом актера - «ты, ты и ты...» покажи свое лицо».

Но оправданно и действенно ли это обращение Вознесенского? Без сомнения — да, если его интерпретировать как призыв «быть самим собой», уберечь себя от растворения в массе и сохранить свою индивидуальность, как призыв понять, что общество — это не только сумма индивидов, что ему для его обогащения необходимо, чтобы каждый человек наиболее полно выражал себя, отдавая как можно больше.

Это положение действительно и для социализма. Социалистическое общество — это антипод некоего «индивидуалистического общества» (которого не существует), а общества буржуазного.

Заключением спектакля служит очень сумбурное и противоречивое обращение Вознесенского, в котором есть все — и «нет — насилию», и солидарн6ость с Вьетнамом, и неверие в поэзию, и уход в лирику, полемика и против Китая, и против бюрократов, и цензоров; в силу всего этого финальное обращение становится несколько двусмысленным и простоватым и звучит уже не побуждением к погружению в общество, для того, чтобы быть людьми, а призывом в ужасе от него отшатнуться.

Наши замечания, естественно, не являются оценкой поэтического произведения Вознесенского; мы лишь констатируем тот факт, что поэт конечно, выражает определенное состояние духа и реальные отношения, которые уже нельзя игнорировать — как это хотелось бы тем, кто предлагает убрать этот спектакль из репертуара театра на Таганке. А нужно широко обсудить и либо критически воспринять, либо отвергнуть.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.