• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На сцене — герои Лермонтова. Беседа с Юрием Любимовым

Театральная Москва, 1964, №34а, С. 3-4. 

«…Я дочитал «Героя» и нахожу книгу отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер. Что должно из этого следовать? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель пребывания нашего на земле? По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора…», — писал Николай I жене о романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» [1].

Если «Герой нашего времени» слаб и ничтожен, то это оттого, что ничтожно время, в которое он живет, ничтожно то общество, в котором он вырос; сам же он при всей ничтожности следа, оставленного им в жизни, стоит на голову выше своей общественной среды; он жертва этой среды, но он и ее обвинитель, своей убийственной иронией и своим озлобленным умом разоблачающий ее лицемерие и тупость, — вот основная мысль гениального произведения великого поэта. Понятно почему царь был взбешен, прочитав «Героя».

Величайшие художники русской литературы — Тургенев и Лев Толстой, Чехов и Горький единодушно признавали роман Лермонтова «Герой нашего времени» образцовым произведением русской прозы. «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою», — утверждал Гоголь.

Несмотря на отдельные попытки инсценировать шедевр Лермонтова, сценического воплощения роман пока не получил [2] — слишком трудно отлить в драматургическую форму столь сложное по жанру и композиции творение поэта. 
Сейчас в Московском театре драмы и комедии идут репетиции спектакля, создаваемого по мотивам романа «Герой нашего времени», премьеру намечено показать в дни празднования 150-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова. 
Постановщик спектакля — главный режиссер театра заслуженный артист РСФСР  Ю. П. Любимов рассказал: 
— Для нашего, в основном, молодого коллектива чрезвычайно интересна и полезна работа над этим произведением, поражающим глубиной и насыщенностью философских мыслей, необычайной остротой и меткостью наблюдений. Сценическую композицию по мотивам романа сделали Н. Р. Эрдман и я[3]. Мы использовали повести «Бэла», «Княжна Мэри», рассказ «Максим Максимыч», новеллу «Фаталист», стихи М. Ю. Лермонтова, документы 30-х годов прошлого века. Пьеса начинается и завершается вольным прологом и эпилогом. Музыку к спектаклю пишет композитор Микаэл Таривердиев [4], художник В. И. Доррер [5], балетмейстер — солист балета Большого театра Союза ССР Мансур Камалетдинов [6]. 
Кто же будет исполнителями в новом спектакле? 
Роль Печорина поручена выпускнику ВГИКа Н. Губенко, знакомому зрителям по роли безработного летчика в «Добром человеке из Сезуана» Брехта. Бэлу играет И. Кузнецова, выпускница Театрального училища им. Б. В. Щукина, успешно справившаяся в названном спектакле с ролью соседки Шин. Княжну Мэри репетирует Е. Корнилова, Веру — А. Демидова (сыгравшая мать летчика — госпожу Янг Сун в брехтовском спектакле), княгиню Лиговскую — И. Ульянова, успешно дебютировавшая на сцене театра в роли домовладелицы в том же спектакле. Максима Максимыча играет А. Эйбоженко, автора — С. Любшин, роль Вернера поручена Б. Брееву и И. Петрову. 

Примечания

[1] Письмо Николая I императрице Александре Фёдоровне, написанное на французском языке, от 14 июня 1840 г. Роман М. Ю. Лермонтова печатался по частям с 1838 года, первое полное издание вышло в 1840 году.

[2] Действительно, полностью роман до спектакля Ю. П. Любимова не ставили. Были такие постановки, как «Бэла» — балет Владимира Дешевова в постановке Бориса Фенстера (Театр оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр)), 1941 год, «Бэла» — балет Бориса Мошкова в постановке Т. Е. Рамоновой (Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского), 1955 год.

[3] Николай Эрдман – драматург, поэт, киносценарист. Вместе с Ю. П. Любимовым во время войны служил в Ансамбле НКВД.  Помимо инсценировки романа Лермонтова, Эрдман написал для театра на Таганке интермедии к спектаклю «Пугачев», а также был членом Художественного совета театра.

[4] Микаэл Таривердиев– советский и российский композитор, писал музыку к кинофильмам, спектаклям, к опере, балету.

[5] Валерий Доррер – художник–постановщик из Санкт-Петербурга. Оформлял многие спектакли в московских театрах (Например, в Большом театре («Богема» и «Тропою грома»), в «Современнике» («Четвертый», «Без креста», «Голый король»).

[6] Мансур Камалетдинов – советский и американский артист балета, балетмейстер, хореограф.

Примечания – Наталия Голубенко, студентка ОП «Филология» НИУ ВШЭ

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.