• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ксения Хлебникова. Цвет и костюмы в спектакле А. Шапиро «Вишневый сад»

Мне показалось интересным проанализировать спектакль, фокусируясь на костюмах и теме цвета, проследить, как они соотносятся с образами героев пьесы и меняются под воздействием событий, происходящих на сцене.

Спектакль начинается появлением трех героев: сначала входит Лопахин и в сером костюме и сам обращает внимание зрителей на детали своего внешнего вида: “В белой жилетке, в желтых башмаках…”. Хотя башмаки на самом деле белые, желтым оказывается другой предмет одежды - галстук. Вслед за Лопахиным появляется Дуняша. Она одета в форму горничной, при этом ее платье имеет светлый зеленовато-коричневый оттенок, очень напоминающий оттенок занавеса театра МХТ, перед которым стоят актеры. В свою очередь желтый галстук Лопахина, выделяющийся на фоне белой жилетки, удивительно согласуется с эмблемой театра с изображением белой чайки на желтом фоне. Третий персонаж, появляющийся на сцене, — это Епиходов, одетый в коричневое пальто, также близкое по цвету с занавесом. Таким образом, в начале спектакля костюмы Дуняши и Епиходова оказываются по цвету одновременно близкими между собой и согласующимися с цветом занавеса, тогда как облик Лопахина отличается от них.

Цветовая гамма спектакля кардинально меняется с приездом хозяев дома. Однако перед их появлением по авансцене проходит еще один персонаж - Фирс. Его шинель и цилиндр и вовсе оказываются одного цвета с пока так и не открывшимся занавесом театра. Занавес открывается и вместе с приехавшими господами в спектакль входит совершенно новая цветовая палитра, основой которой является фиолетовый и сиреневый. Раневская - персонаж, для которого эти цвета являются центральными, причем они характерны не только для ее одежды, но появляются также в букете сирени, который она держит в руках. И даже ее комнаты в доме, о которых говорит Варя, — это белая и фиолетовая. Важно сказать, что сочетание белого и сиреневого появляется в костюмах всех вернувшихся из-за границы персонажей. 

Вместе с тем в следующей сцене, герои, собравшиеся вместе, могут быть условно разделены на два “лагеря”: фиолетовый появляется в костюмах Раневской, Яши и Шарлотты, тогда как для костюмов Гаева, Фирса и Симеонова-Пищика характерны коричневые тона. Можно предположить, что персонажи разделены на тех, кто относится к “миру дома” и тех, кто принадлежит к “далекому миру”. 

“Мир дома” - эта сама сцена, занавес и задник на которой зеленовато-коричневые. Епиходов и Дуняша, костюмы которых так соответствуют этой цветовой палитре, принадлежат к этому миру, как и Гаев, Фирс и Симеонов-Пищик.

В контексте предположения о двух мирах особенно интересны Аня и Варя, поскольку они отличаются от других. Только что вернувшаяся Аня одета в белый плащ с пелериной, оторочкой рукавов и пуговицами сиреневого цвета, белый берет, сиреневый шарф и сиреневые варежки. Однако под плащом у нее оказывается белая блузка и светло коричневый сарафан. Выбор именно такого оттенка для сарафана можно толковать как отражение возвращения Ани из “далекого мира” в “мир дома”.

На протяжении всего спектакля Варя носит светло-коричневую юбку, оттенок которой почти соответствует цвету платья Дуняши. Если вспомнить, что в конце спектакля Варя становится экономкой в чужом доме, то есть частью прислуги, сопоставление ее с Дуняшей оказывается вполне правомерным. Вместе с тем, интересной деталью гардероба Вари становится ее блузка. Из-за меняющегося освещения сложно установить, является ли она коричневой (что утвердит нас в предположении, что Варя является частью “мира дома”) или светло-сиреневой. Если верен последний вариант, то можно предположить, что Варе хотелось бы перестать быть частью “мира дома” и выйти замуж за Лопахина (в спектакле очевидно, что Варе он нравится). Однако блузка почти полностью закрыта кремовой кофтой, что делает этот цвет главным в костюме Вари и так и не позволяет определить, к какому из миров она относится.

Возвращаясь к мысли о двух мирах, стоит отметить, что Лопахин не принадлежит ни к одному из них. Он выбивается из “мира дома” точно так же, как чайка выделяется на фоне занавеса. Единственным цветным пятном в его образе становится желтый галстук. Желтый является цветом противоположным фиолетовому, точно так же, как и Лопахин, твердо стоящий на земле, не имеет с эфемерным “далеким миром” ничего общего.

На протяжении спектакля несколько персонажей меняют костюмы. В сцене разговора с Петей Аня одета в белое платье с сиреневой брошкой. В этой сцене герои достигают взаимопонимания, поэтому становится важным, что основным цветом в костюме Пети тоже является белый. Такую же цветовую согласованность между Петей и Аней можно наблюдать в спектакле Джорджо Стрелера, причем цвет костюмов героев также белый. Более того, как в спектакле Шапиро, Аня, играючи, примеряет Петины очки, так в постановке Стрелера она надевает его кепку. Однако различие между постановками заключается в том, что в спектакле Стрелера эта сцена показана как романтическая. В обоих спектаклях первый шаг делает Аня (у Стрелера кладет голову Пете на плечо, у Шапиро - закрывает глаза). Однако образ Пети в постановках получается совсем разным: у Стрелера он хочет дотронуться до головы Ани, но потом раздумывает. В устах такого Пети слова, что он “выше любви” становятся не пустым лозунгом, а воспринимаются как истинные. В постановке Шапиро Петя снимает очки, но после этого не целует Аню, а утыкается ей в колени. Этот поступок воспринимается не как возвышенный жест, но как доказательства того, что Петя просто испугался. Петя в спектакле Шапиро смешон и нелеп, он не обладает чистотой, но оказывается “смешным чистюлькой”, как справедливо говорит о нем Раневская. Поэтому этот образ стоит гораздо ближе к тому, который был написан Чеховым, чем образ Пети из постановки Стрелера.

Раневская - персонаж, который сменяет больше костюмов, чем все другие персонажи, появляясь в каждом действии в новом наряде. В начале спектакля она выходит в сиреневом костюме, сближающем ее с “далеким миром”. Во втором действии она носит кремово-белое платье. Возможно, этот цвет в спектакле Шапиро является символом наибольшей открытости миру. Аня слушает идеи Пети, которые изменят ее жизнь, когда на ней белое платье, Раневская - рассказывает другим о том, как она страдала. На Варе на протяжении всего спектакля кремово-белый жакет, возможно, потому что всю пьесу она находится в состоянии открытости миру: жаждет поделиться с Аней тем, что ее волнует, ждет предложения от Лопахина. Кроме того, не случайно также, что в конце спектакля Фирс появляется в белой рубашке, в цилиндре, но без привычного сюртука. Это момент, когда его все бросили, и нет больше указаний, которые нужно выполнять. Он оказывается открыт миру, но совершенно не приспособлен для него. 

Зелевато-серое бальное платье появляется на Раневской в третьем действии. Этот оттенок похож на колорит “мира дома”, но все-таки меньше, чем цвет костюма, который она носит в последнем действии. Кроме того, для сложного оттенка платья характерно наличие серого цвета, который является общим для всех нарядов Раневской. Однако для меня так и осталось загадкой, почему для этого действия был выбран именно этот оттенок.  

В последнем действии на Раневской серо-бежевый дорожный костюм. Этот оттенок лежит в одной цветовой гамме с цветами костюмов Гаева, Ани, Симеонова-Пищика, Дуняши и Вари, то есть может быть отнесен к цветам “мира дома”. Однако этот костюм отличается от всех других нарядов уезжающих. В отличие от Гаева, который в хорошо сшитом костюме выглядит потерянным и рассеянным, Ани, охваченной эйфорией от новой простой жизни и спрятанной в костюм странницы, Раневская единственная остается по-настоящему прекрасной. Раневская в спектакле Шапиро — это образ уходящей красоты. Думаю, не случайно на эту роль после долгих поисков была выбрана именно Рената Литвинова. Литвинова - уникальная актриса. Наряды, манера игры, которые у другой могли бы смотреться пошло и неуместно, ей поразительно подходят и делают ее образ целостным. Она воплощение звезды кино 30-х годов, часть “большого стиля”. Ни до нее, не, думаю, еще долго после, не будет актрисы, которая как будто бы вышла из другого времени. Поэтому образ уходящей прекрасной эпохи по праву принадлежит ей. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.