• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В. ХРЕКОВ. «ТАГАНКА» В ПАРИЖЕ

 "Коммунист". Ереван, 1987. 19 февраля. С.3

Этих гастролей в Париже ждали давно и с пристальным интересом, как ожидают встречи с давним добрым знакомым после долгих лет разлуки. Какие новые черты появились в друге, изменился ли он, не потерял ли он прежних качеств, снискавших ему любовь и уважение?

Московский театр драмы и комедии на Таганке – вновь в Париже, спустя десять лет вновь волнующая встреча с парижскими зрителями. И не было во французской столице сколько-нибудь авторитетного журнала или газеты, которые анализировали бы творчество москвичей, анонсируя гастроли и не задавали бы традиционного вопроса: какая она сегодня, прославленная «Таганка», чем живет сегодня этот дерзкий творческий коллектив, всегда шагавший в ногу со временем?

На сей раз артисты привезли в Париж три своих наиболее известных спектакля из современного репертуара в постановке выдающегося советского режиссера, недавно безвременно скончавшегося – Анатолия Эфроса – «Вишневый сад» А. П. Чехова, «На дне» М. Горького и «У войны не женское лицо» С. Алексиевич. Это – постановки, различные по своим темам, поэтике, сценическому решению, но во всех четко выражена творческая позиция А. Эфроса, его личная тема в искусстве, чувствуется уверенная режиссерская рука блестящего мастера, сумевшего не только продолжить, но и поставить на качественно новую ступень этот театр, который в течении долгого времени был лабораторией режиссерского поиска, где выросла целая плеяда блестящих мастеров советского театра.

Красноречивым знаком огромного уважения к «Таганке» стало предоставление артистам сцены прославленного парижского театра «Одеон», с которым связано немало прекрасных страниц истории мирового искусства. И вот первый спектакль – «Вишневый сад». Только счастливчикам удалось попасть в зал, а традиционный вопрос «нет ли лишнего билетика», весьма редкий в Париже, поскольку астрономические цены на билеты делают театр недоступными для многих, можно было услышать на дальних подступах к «Одеону». И именно с этого дня обычно сдержанная и в целом несколько даже пресыщенная парижская публика, которой не свойственно проявление особых эмоций, не скрывала своего восхищения. С тех пор бурные овации, по - парижски изящные букеты и корзины цветов стали неизменными спутниками «Таганки».

Невозможно в одной короткой статье рассказать об огромном потоке рецензий на гастроли москвичей, появившихся в парижской прессе. Известный французский театральный критик Мишель Курно на страницах одной из самых авторитетных парижских газет «Монд» писал: «Постановку Анатолием Эфросом чеховского «Вишневого сада», сценическая история которого, как в России, так и во Франции весьма богата, можно с полным правом назвать вехой в мировом театральном искусстве. Прочтение «Таганкой» этого великого произведения в полной мере соответствует принципам чеховской драматургии». Анализируя игру участников спектакля, Курно также восторжен: «Алла Демидова в роли Раневской получила право называться поистине великой актрисой».

С большим интересом встретили зрители французской столицы и спектакль «На дне» по пьесе М. Горького. Здесь блистали Ольга Яковлева в роли Насти, Зинаида Славина в роли Василисы Карповны, Наталия Сайко в роли Наташи. На парижан произвела огромное впечатление слаженность актерского ансамбля, обнаженный «нерв» в игре актеров.

И заключительным аккордом гастролей стал спектакль «У войны не женское лицо». Его тема – ужасы войны, неприятие самим человеческим существом войны – оказалась близка и французам, также немало пережившим в лихую военную годину. Известный французский телеобозреватель Ив Мурузи, посвятивший гастролям москвичей значительную часть своей ежедневной информационной программы, назвал этот спектакль одним из самых значительных произведений на военную тему в мировом театральном искусстве за последние годы. «То, что происходит на сцене, те чувства, которые видит, которыми проникается зритель, нельзя назвать игрой. Это сама жизнь», - сказал он.

- Мы были весьма тронуты вниманием и теплым приемом парижан – делится своими впечатлениями одна из ведущих актрис театра, народная артистка РСФСР З.А. Славина. – Нас радует еще и то, что парижские критики очень тщательно анализируют наши работы, спорят с нами, высказывают свои мнения. Ведь именно многозначность оценок, различные подходы, творческие споры и рождают истину, двигают вперед театральное искусство.

В. ХРЕКОВ,

корр. ТАСС

Париж.




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.