• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Судьба и время». Интервью Ю. П. Любимова Т. Исканцевой

«Советская культура», 12 октября 1989 г.

Так называется передача, которая состоится 17 октября по первой программе Центрального телевидения. Она посвящена театру на Таганке.

Основой нынешней премьеры стал записанный в апреле диалог Юрия Любимова с критиком Анатолием Смелянским, рассказ режиссера о театре, о проблемах нашего времени, о себе.

Об этом - и наше интервью с Юрием Петровичем Любимовым:

- Происходящие в обществе перемены особенно ярко высветились в выступлениях народных депутатов во время Съезда. Я таких высказываний – откровенных, глубоких интересных – до сих пор у нас не слышал. Обрадовался им – не ожидал, что у стольких людей не убито желание разобраться в реальной обстановке в стране, оценить ее, получить от правительства конкретные ответы на целый ряд острейших экономических и политических вопросов.

Но благодаря телевидению увиделось и другое: как мы не умеем порой слушать, не даем себе труда размышлять над концепцией, противоположной твоей собственной, как необразованны экономически и духовно. А это неразрывно – дурная экономика портит душу человека, унижает его. И наш театр унижали, запрещая спектакли. О каком же достоинстве художника можно говорить, если он чувствует себя полурабом?..

Сейчас у театра немало сильных конкурентов. Он вступает в соревнование с многочисленными студиями, телевизионными программами, которые тоже стало интересно смотреть. В этой ситуации нужно напрячь все силы – профессиональные, эстетические, духовные, чтобы зрители к нам шли. А у нас спектакли часто играются автоматически, без душевных затрат, не обогащаются актерской фантазией. Есть и другая опасность. Людям театра всегда было свойственно мечтать, совершенно искренне говорить «высокие» слова. Но слова эти в наши дни девальвировались. Мы привыкли чуть что: ах, театр – храм, театр – дом! А оказалось? Не храм, не дом, а проходной двор. Забегаловка: сыграл – и скорее зарабатывать деньги «на стороне», ведь на зарплату актерскую не прожить.

- Юрий Петрович, похоже, театр во всем мире испытывает сейчас кризис.

- Театр драматический сейчас действительно в трудном положении – в каждой стране по - своему. И каждый коллектив переживает это по-своему. Вот и о Театре на Таганке иные говорят: вам нужно бежать вдогонку за острой публицистикой, документалистикой! Я же считаю, что наш театр силен эстетикой, а не политикой. Разумеется, мы всегда ставили острые проблемы. Но наши спектакли – прежде всего прекрасная литература, глубокие характеры, есть что играть актерам. Взять «Живого» - тут все фигуры типичны, узнаваемы. Двадцать один год этот спектакль был закрыт для публики. И вот оказалось – живой! Хотя этот факт скорее печален: значит, в нашем с вами существовании мало что изменилось.

Или «Пир во время чумы». Пушкинские «Маленькие трагедии» - бессмертное произведение о вечных категориях: зависти, скупости, цинизме, духовности и бездуховности… Недаром именно классику чиновники раньше «закрывали». Искали, как они официально признавали, «аллюзии» - параллели с современностью. И находили – за это и зарплату получали…

- Вы сами сказали, что у театра сегодня сильные конкуренты. Как же привлечь зрителей?

- Как и всегда: искусством…. Положение театра зависит от качества и уровня спектаклей, от оригинальности репертуара, эстетики, художественных решений. И если спектакль интересен, зрители всегда находятся.

… Сейчас Юрию Петровичу Любимову семьдесят два года. И он снова на «Таганке» - в наступившем сезоне стал художественным руководителем театра. Начал с репетиций «Пира во время чумы», впереди – восстановление спектакля «Преступление и наказание», работа над сценической композицией по «Котловану» и другим произведениям Андрея Платонова.




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.