• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А. Клебанская. Живая мысль артиста

Театральная Москва, № 20, 1979, С.5-8

Всякий раз, встречаясь с новыми сценическими героями Василия Бочкарева, думаешь о том, что этот актер обладает редкой способностью - всегда быть неожиданным. Один из ведущих артистов Драматического театра имени К. С. Станиславского, Бочкарев пришел в этот коллектив 14 лет назад, вскоре после окончания Театрального училища имени М. С. Щепкина. Дебютировал он такими ответственными ролями, как Летчик в спектакле "Маленький принц" [1]  знаменитый "кузен из Житомира" и Лариосик в "Днях Турбиных" [2]. Уже в этих первых работах проявилось умение молодого актера неожиданно, глубоко и точно раскрыть внутренний мир человека.

Пример тому и его сценическое создание - Андрей Белугин, герой комедии А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева "Женитьба Белугина" [3]. Белугин Бочкарева переживает подлинную драму любви. Такой возвышенной и чистой, ради которой даже купец- толстосум готов на любые жертвы. Всегда взволнованный, возбужденный, то в натыкающийся на мебель, лихорадочно приплясывающий, этот Белугин убеждает зрителя, что он и впрямь «ошалел» от любви. Такая, несколько эксцентричная окраска образа, кажется не только оправданной, но и вполне органичной. Белугина с блеском играли многие выдающиеся мастера русской и советской сцены. Но, как и в Лариосика, известной, прежде всего по неподражаемому исполнению М. М. Яншина, Бочкарев и на этот раз выдержал испытание. Не случайно в одной из рецензий его Белугина назвали «самым необычным и ярким явлением» этого спектакля.

Удачей актера стал и образ Колесова из спектакля «Прощание в июне» [4]. Оказавшись перед дилеммой - любовь или диплом - он, в общем то честный и по-настоящему преданный науке человек, идет на компромисс. Предав свою любимую и, по-существу, самого себя, Колесов горько раскаивается. Теперь в этом парне, таком беззаботном и удачливом в начале спектакля, происходит мучительная внутренняя борьба, на которой актер сосредоточивает главное внимание.

Не прибегая ни к каким полутонам, резко очерчивая нам каждую психологическую деталь, Бочкарев стремится придать образу обобщенность: он поднимает на сцене тему слабости и стойкости, тему нравственной цельности человека. А в результате зрители уходят со спектакля, убежденные в духовном возрождении героя пьесы Вампилова.

В репертуаре артиста немало интересных работ, среди которых и юный, «широко открытыми глазами» смотрящий на мир Джим из сценической притчи "Продавец дождя" [5], и грубоватый, неловкий, но по-своему обаятельный Нептун в «Монологе о браке» [6], и хитроумный Сбригани в мюзикле «Мсье де Пурсоньяк» [7]. И всех своих персонажей Бочкарев наделяет не только своеобразными характеристиками, но и особой интонацией.

Поначалу кажется, что право на сочувствие имеет и жалкий, злобный горбун Павел, сын Вассы в недавно поставленном Первом варианте "Вассы Железновой" М. Горького. Анализируя на глазах зрителей образ, Бочкарев показывает, что Павел мог бы еще выправиться, что в этом трусливом и юродствующем человечке нет-нет да и вспыхнет некая живая искра. Но вот он яростно нападает на собственную мать - требуя денег, Павел - Бочкарев чуть не убивает Вассу; все из-за тех же денег он издевается над умирающим Прохором. И зрителям становится ясно, что с детства лишенный участия и ласки, изуродованный своей болезнью, своей бессмысленной жизнью, средой, этот Павел сам стал таким же бесчеловечным, таким же опустошенным, как и окружающие его нелюди. Сценический образ, созданный актером, оказался не просто сложным, но поистине трагическим...

Как и у многих артистов у Василия Бочкарева самое главное желание -побольше ролей! А играет он с удовольствием, любит и, судя по всему умеет, самостоятельно работать. И как это нередко случается, у него накопилось немало несыгранных ролей, о которых пока приходится только мечтать. Будем надеяться, что Василию Бочкареву удастся осуществить задуманное. Надеяться потому, что каждая его работа отмечена искренностью чувств, живой творческой мыслью.

[1] Спектакль «Маленький принц» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери поставлен в Драматическом театре имени К.С. Станиславского, режиссер Екатерина Еланская (1966)

[2] Спектакль Драматического театра имени К.С. Станиславского. Режиссеры —Михаил Яншин и Семён Туманов (конец 1950-х)

[3] Спектакль Драматического театра имени К.С. Станиславского, режиссер Иван Бобылёв (1972)

[4] Комедия Александра Вампилова «Прощание в июне шла на сценеДраматического театра имени К.С. Станиславского, режиссер Александр Товстоногов (1972)

[5] Спектакль Драматического театра имени К.С. Станиславского по пьесе американского драматурга Н. Ричарда Нэша, режиссер Леонид Варпаховский (1973)

[6] Спектакль Драматического театра имени К.С. Станиславского по пьесе  Э. Радзинского, режиссер Владимир Кузенков (1975)

[7] Спектакль Драматического театра имени К.С. Станиславского по одноименной комедии Молера, режиссер Лесь Танюк (1972)

К публикации работа подготовлена Алиной Варакиной, студенткой образовательной программы НИУ ВШЭ "История искусств" (проект "Архив театра", Руководитель Е.И.Леенсон).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.