Анна Кочарова. Обэриутский юбилей Таганки
23 апреля легендарный московский театр на Таганке отмечает 40-летие.
К премьере основатель театра и его главный режиссер Юрий Любимов выпускает премьеру — спектакль «Идите и остановите прогресс», в основу которого положена поэзия обэриутов — представителей одного из самых заметных направлений в русском авангарде 20-х годов.
Подготовка юбилейной премьеры потребовала много сил. Сам режиссер говорит что «заработался» и даже не понимает «на каком он свете», но ведь 40-летие театра не отменишь. Спектакль «Идите и остановите прогресс» не назовешь ни драматическим, ни музыкальным. Юрий Любимов говорит, что в его голове родилась композиция:
«Первый раз мы работаем с живой музыкой — в спектакле участвует ансамбль Татьяны Гринденко. Вдруг драматические артисты, правда, оснащенные хорошей пластикой, запели», — рассказывает Любимов.
Потерянный позвонок
Музыку к спектаклю написал композитор Владимир Мартынов. Его мелодика для наиболее удобна для драматических актеров: она прекрасно запоминается и легко поется.
Обращаясь к поэзии обэриутов Любимов стремился напомнить публике об этом, по его мнению, незаслуженно преданном забвению, литературном направлении. «У вас есть позвонки? — неожиданно спрашивает он. — Так вот, один позвонок был уничтожен — это обэриуты — и вместо него вставлен „Дядя Степа“, с которым мы жили. Так почему мне не напомнить людям об этом утерянном пласте культуре и не рассказать, как они жили и творили?»
Нынешний спектакль, как, впрочем, и все постановки последних лет, Юрий Петрович выверяет до минуты. «Идите и остановите прогресс» идет один час пятьдесят одну минуту. Иначе, говорит режиссер, нельзя: «У людей нет времени, оно убежало, его не догонишь».
Сегодня публика Таганки, делится своими наблюдениями Любимов, это целые семьи. Так же как и на сцене — три поколения актеров, от тех, с кем режиссера связывают десятилетия работы, до нынешних студентов:
Выпуская очередную премьеру, Юрий Любимов без сожаления снимает старые постановки. Театру, говорит он, надо выживать, и новое время диктует свои условия. К своим спектаклям он относится как к детям и говорит о них, как о живых существах.
«Если он заболел, то надо подправить, если безнадежно заболел — похоронить. Я не люблю в своем возрасте строить какие-то планы. Я встаю каждое утро и благодарю всевышнего», — говорит Любимов.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.