• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Надежда КОНДАКОВА. Пространство Владимира Высоцкого

«Литературная Россия», 20.05.1988 г.

Как рассказать об этом спектакле? Как передать словами то, чему найдены режиссером Юрием Любимовым предельно зрительные, исключительно театральные образы?..
А рассказать нужно, ибо перед глазами с юности, с конца шестидесятых, знакомое крохотное пространство таганского зала — перед распахнутым настежь окном старой сцены, на которой (конечно же, на ней!) теперь, спустя семь лет после премьеры, наконец-то идет поэтическое представление «Владимир Высоцкий». А за окном — непреодолимо огромное пространство страны, до каждого уголка которой добрался, дохрипел, дошел этот странно нетрадиционный, удивительно правдивый голос… Так сколько же теперь жаждущих прийти в дом на Таганке и на беспрерывные 2 часа 15 минут занять в зале свое место?! Сколько их в городах и весях, в цивилизованных людских стойбищах и на бесприютных просторах России?!
Все, что происходит на сцене в течение этих двух с лишним часов, подчинено одной задаче, одной цели —ответить на вопрос, который для одних наших сограждан существует в виде вполне риторическом, других —раздражает. Почему Высоцкий — Поэт и за что он судьбой удостоен был счастья быть при жизни признанным любимым своим народом?
«В стихах всякого поэта 9/10, может быть, принадлежит не ему, а среде, эпохе, ветру, но 1/10-все-таки от личности…» — эти известные слова Александра Блока как нельзя лучше применимы к данному случаю.
Среда, эпоха, ветер ощутимы в этом спектакле до дрожи. Они почти материальны, осязаемы.
…Ряды сцепленных между собою кресел на сцене образуют конструкцию, которая и есть главное действующее (противодействующее?) лицо, главная действующая (противодействующая?) сила в этом спектакле. Она все время в движении. Вот ее медленно накрывают саваном, и она в тревожном сине-голубом свете превращается в поминальный стол, вокруг которого собрались друзья, или в замороженное, заснеженное (поминальное же) пространство, над которым звучит все тот же, знакомый до щеми Голос: «Может, были с судьбой нелады, нелады, и со случаем плохи дела, дела. А тугая струна на лады, лады с незаметным изъяном легла, легла…»
Вот конструкция (земля ли под ногами? эпоха ли?) качается, наклоняется, напрягается, подобно канату, «натянутому как нерв», по которому «нужно пройти четыре четверти пути». Пройти обязательно! И обязательно без страховки, как прошел тот, кто является главным героем и чье незримое пребывание в зале, чей Голос сопровождает нас на протяжении всего вечера (странный, не до конца подвластный уму эффект присутствия!)
А вот уже конструкция становится совсем вертикальной и превращается в стену Эльсинора, перед которой под звуки флейты разговаривают друг с другом и с нами своими самыми знаменитыми монологами исполнители ролей в спектакле «Гамлет», не идущем на Таганке с тех пор, как не стало главного героя — Гамлета. Аллюзии ясны сразу. И лицемерие Клавдия (В. Смехов): «Хотя пока мы траура не сняли по нашем брате Гамлете родном…», и смятение Гертруды (А. Демидова): «Ах, Гамлет, сердце рвется пополам! Ты повернул глаза зрачками в душу…», и хитрая подлость царедворца Полония (Л. Штейнрайх): «Ваш сын сошел с ума…» — вызывают к жизни другие, может, менее конкретизированные, но не менее узнаваемые и близкие к нашей действительности персонажи и ситуации. Темы «Гамлета» становятся темами жизни самого поэта. Вот, скажем, великолепная мизансцена с могильщиками (Ф. Антипов, Р. Джабраилов) и Горацио (Л. Филатов). Здесь каждая реплика имеет свой цвет, каждая фраза — двойной объем. После классического «Что во дворце? Подробностей не знаешь?» мы слышим ряд таких подробностей, от которых голова идет кругом: «Этот самый Гамлет завел себе щебечущую курву по имени Оливия и с ней играл в очко… Правда, будто принц мочился со стены прямо в ров и пил безбожно?..». Невольно вспоминается ответ, выдох, выкрик самого ПОЭТА: «Я ненавижу сплетни в виде версий», и хотя песня эта не звучит в спектакле, ее - блестяще иллюстрирует данная мизансцена.
«…Мог ли спектакль о Владимире Высоцком обойтись без этой вершинной идеи, без вечного гамлетовского конфликта, который столько лет кряду пожирал мозг и сердце самого исполнителя на сцене и в жизни?!» — как бы размышлял вслух Валерий Золотухин накануне первого в новой редакции юбилейно - премьерного спектакля. И даже как бы чуть-чуть приоткрывал перед нами завесу: «Более того, вся перехожая-переезжая, неисчислимая публика, вышедшая из-под пера Высоцкого- норная, нарная, вагонная, космологическая, — словом, Россия, должна была по замыслу режиссера прочно держаться и вольно дышать на сцене, стянуться воедино все той же жесткой конструкцией гамлетовского узла».
Итак, две конструкции, две пересекающиеся координатные оси, а меж ними — стихи и песни, песни и стихи, живое пространство живой человеческой жизни, судьбы поэта, нашей с вами жизни и судьбы.
Тема судьбы — нерв всего действа. Вот она — зловещая музыка! — стучится в дверь. А вот в образе цыганки — гротескной куклы, предсказывающей, «что было, что будет», появляется на фоне табора, на звуковом фоне песни «Повремени…». И столь же стремительно — по ворвавшемуся в зал свисту — исчезает. Тема личной боли перерастает в боль за народное лихо, за судьбу Отечества…
Из худших выбирались передряг,
Но с ветром худо и в трюме течи,

А капитан нам шлет привычный знак: —
Еще не вечер! Еще не вечер;
Эти стихи являются своеобразным ключом к объяснению взаимоотношений поэта (просто человека) и времени. Тема эта еще не раз будет возникать по ходу спектакля, мы увидим конструкцию, которая опускается над головой все ниже и ниже («да стервятник спустился и сузил круги»), ставит людей на колени («долго жить впотьмах привыкали мы»), увидим прекрасно разыгранную сцену «Лукоморье» («лукоморья больше нет»). Такова эпоха, такова правда без прикрас, без грима. В стихах Высоцкого народ это чувствовал всегда. Как и чувствовал тот озон, что хотел поэт принести в душу человека. Взамен с яркостью и болью отдираемой им коросты лжи. И, может быть, не обижался, видя себя в его песнях, что называется, «в натуральную величину», ибо ощущал в голосе не только иронию и сарказы, но сочувствие и сострадание. Театром найдена, на мой взгляд, предельно точная интонация среды — в военных сценах (цикл военных песен) и в сценах «из народной жизни» (цикл стихов и песен: «Я однажды гулял по столице», «Сегодня в нашей комплексной бригаде», «Сегодня я с большой охотою», «Там, за стеной за стеночкой», «Хоть бы облачко, хоть бы тучечка», «Ой, Вань, гляди-кось — попугайчики» и др.). И совершенно замечательно, без нажима в эту «народную» интонацию врывается грубо-административная, на окрике, интонация Полония (критика? чиновника от культуры? просто начальника?): «Где, на каком дне наскреб бард эти образы, эту лексику, этих героев — людей с социальными и даже клиническими отклонениями от нормы?».
Дар сострадания — высший человеческий дар, только обладающий им способен вести к очищению, к исправлению нравов, как человека, так и общества. Эта мысль, по-моему, отчетливо прочитывается в режиссуре спектакля. Она не только объясняет, откуда эти «грубые замашки», но и ведет глубже, глубже — в историю, в не столь уж и давнее прошлое. Апофеозом является «Банька». В тон ей конструкция превращается в безмолвный пустой партер, над которым медленно опускается вполнакала горящая тюремная лампа, и снова снежный сибирский саван до боли слепит глаза…

«Быть иль не быть» звучит уже не обрывочно-театрально, как в начале спектакля, а врывается в текст «Баньки», в душу врывается голосом Гамлета — Высоцкого.
Так быть или не быть? И как быть? И кто виноват? И что делать? Все те же главные, вечные, так сказать, всемирные и вместе с тем — чисто русские вопросы поставлены перед нами средой и эпохой. Ветер, вдохновение, душа призваны на них отвечать.
Душа поэта Владимира Высоцкого, театральным действием материализованная в таких стихах, как «Сон», «Ямщик», «Когда я отпою и отыграю», «Как засмотрится мне нынче, как за-дышится», «Черный человек», «Памятник», — превращается в ветер, рвется за пределы, а когда смолкают последние аплодисменты и уходят зрители, кажется, неслышно витает над опустевшим залом.
Театральный зритель — эхо времени, отраженного в зеркальном окне сцены. Особенно в зале на Таганке. Во все времена театра, на любом представлении, особенно к концу, к мгновению, отделяющему последнюю реплику от вызова на «бис», — он есть некий единый организм, дышащий одним воздухом, соединенный в одном порыве. Такова специфика этого маленького зала. И потому спектакль о Владимире Высоцком, пришедшем в театр с момента его основания, должен был неминуемо стать спектаклем о самом театре, о его зрителе, о том чистом братстве, которое на наших глазах создавалось (а может быть, рушилось и вновь создавалось?!) под пристальным взглядом отмеренной нам эпохи.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.