• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И. Коноплин. Две сестры

«Коммуна», Воронеж, 1960, 23 февраля

Воронежцы познакомились с новой работой коллектива театра имени Вахтангова — спектаклем «Две сестры» по пьесе Ф. Кнорре [1]. Обращение к животрепещущим вопросам современности всегда характеризовало творческое лицо театра. В данном случае мы также видим в пьесе живые приметы наших дней: десятиклассников, думающих о своей дальнейшей судьбе, строителей, возводящих жилые дома для народа.

Сразу оговоримся, что, несмотря на современность темы, сама пьеса Ф. Кнорре имеет мало данных, чтобы увлечь зрителя. В ней много схематизма, нет центрального, связывающего все воедино конфликта. И все-таки спектакль смотрится с нарастающим интересом, он по-настоящему волнует. В этом — заслуга постановщика спектакля народной артистки РСФСР А.И. Ремизовой [2], режиссера заслуженного артиста РСФСР А.К. Граве [3] и всего коллектива театра. Они вдохнули жизнь в недописанные драматургом сценические образы, облекли их в плоть.

Бесспорно, что центральным образом спектакля является Люся Сумарокова, роль которой сыграна заслуженной артисткой РСФСР Ю.К. Борисовой [4]. Это та самая «девчонка с нашего двора», которых немало встречается в жизни. Она — первый помощник в трудном деле, самый сердечный товарищ в беде.

Восемнадцатилетняя Люся вместе со своей подружкой Симой сразу после школы идет на стройку. Она хочет «пощупать жизнь» своими руками. По складу своего характера Люся сразу становится «своим парнем» в рабочем коллективе. Да, да — именно парнем! Ведь у нее в повадках почти нет ничего девичьего. И Борисова умело подчеркивает стремление своей Люськи к «омальчишиванию». У нее — размашистые движения, твердая мужская походка, стремление говорить коротко и весомо.

Как все девчата ее возраста, Люся заявляет, что «любовь — это чепуха». Все в их коллективе строителей — для нее равноправные товарищи. Но на самом деле это не так. Она, еще того не зная, любит Сергея. Это и для самой Люси оказалось открытием. И произошло оно в тот момент, когда Сергей встретился с сестрой Люси вертушкой Ириной и потянулся к ней.

Артистка Ю.К. Борисова в совершенстве обладает драгоценным даром перевоплощения. Ее Люся на глазах зрителей взрослеет, становится настоящей, глубоко чувствующей женщиной. Любовь чудесно преображает ее.

В прекрасном ансамбле с Ю.К. Борисовой выступают другие персонажи спектакля. Прежде всего это Сергей. В исполнении артиста М.А. Ульянова [5] — он преданный любимому делу, верный своему слову человек.

Но юности свойственна горячность, не совсем продуманные решения. Так случилось и с Сергеем. Он увидел Ирину — на первый взгляд интересного человека, увлекся ею и решил, что это «на всю жизнь».

Но, странное дело, хотя Сергей и считает, что он любит Ирину, всякий раз, оценивая ее поступки, он сравнивает ее с сестрой: «А Люська так бы не сделала» или «А Люське это тоже понравилось бы». Артист М.А. Ульянов хорошо передает эту раздвоенность характера юноши. Он еще не понимает в чем дело, но уже догадывается. Кажется, любит-то он все-таки Люську!

Только глубокое проникновение в характер Ирины, ярко осознанное чувство того, что сама Ирина его не любит, помогает Сергею найти правильное решение. Артист М.А. Ульянов сообщает образу Сережи много мужского обаяния, его герой — мыслящий, цельный характер.

В довольно затруднительном положении оказалась заслуженная артистка РСФСР Л.В. Целиковская [6]. Роль Ирины в пьесе намечена как бы робким пунктиром. Мы знаем о ней только то, что это увлекающаяся, не нашедшая своего места в жизни девушка. Главная цель ее жизни «оформиться» в институт. Артистка Л.В. Целиковская отыскала немало ярких красок для оживления образа. Ее Ирина вошла в ткань спектакля. Но все же так и остается загадкой, почему такой человек, как Сергей, мог увлечься Ириной.

По- своему интересные образы создают заслуженный артист РСФСР Ю.П. Любимов (Анатолий) [7], артисты Г.А. Абрикосов (Кузя) [8], Г.Л. Коновалова (Сима) [9] и М.А. Жарковский (Миша) [10]. Их игра сообщает спектаклю атмосферу молодости и чудесного задора.

Ярка и темпераментна на сцене народная артистка РСФСР Е.Д. Понсова [11]. Эпизодическая роль бабки Сережи сыграна ею с большой комедийной выразительностью. Душевный образ Анны Петровны Сумароковой, матери Иры и Люси, создает народная артистка РСФСР Е.Г. Алексеева [12].

На роль пенсионера Фетисова постановщиками спектакля возложена определенная служебная нагрузка. Он как-то должен был расширить «производственную линию» в спектакле. Сама по себе эта роль сыграна заслуженным артистом РСФСР А.К. Граве ярко и убедительно. Но «производственная линия» все-таки выглядит в постановке бледно.

Спектакль экономно и выразительно оформлен [13] художником С.Н. Ахвледиани [14].

Вахтанговцы показали интересный спектакль о молодежи наших дней, о великой силе подлинной любви.

 

Примечания

[1] Ф.Ф. Кнорре (1903-1987) создает пьесу «Две сестры» в 1957 году. Постановки пьесы будет идти в московских театрах им. Моссовета и им. Вахтангова. Другие названия: «Сестры» / «Первый шаг».

[2] Александра Исааковна Ремизова (1903-1989) — актриса, театральный режиссер, педагог. В Театре им. Вахтангова служила с 1920 г., когда заведение носило название Мансуровской студии и было переименовано в 3-ю студию МХТ.

[3] Александр Константинович Граве (1920-2010) — актер театра и кино. Был принят в труппу Театра им. Вахтангова в 1942 г., сразу после окончания Щукинского училища.

[4] Роль Люси исполнила Юлия Константиновна Борисова (род. 1925 г.), артистка Театра им. Вахтангова с 1947 г., сразу после окончания Щукинского театрального училища.

[5] Роль Сергея исполнил Михаил Александрович Ульянов (1927-2007), с 1987 г. художественный руководитель Театра им. Вахтангова.

[6] Роль Ирины исполнила Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992), игравшая в Театре им. Вахтангова с 1941 по 1992 гг.

[7] Юрий Петрович Любимов (1917-2014) — театральный режиссер, актер и педагог. В труппе театра — с 1946 г., где в 1959 г. дебютировал как режиссер (постановка «Много ли человеку надо» по пьесе А. Галича).

[8] Григорий Андереевич Абрикосов (1932-1993) — актер тетра и кино. Служил в Театре им. Вахтангова с 1954 по 1993 гг.

[9] Галина Львовна Коновалова (1916-2014) — актриса театра. Служила в труппе Театра им. Вахтангова с 1938 г., после обучения в театральном училище.

[10] Михаил Аркадьевич Жарковский (1919-2007) — актер театра и кино. Служил в Театре им. Вахтангова с 1945 по 1964 гг.

[11] Елена Дмитриевна Понсова (1907-1966). В 1957 г. — народная артистка РСФСР.

[12] Елизавета Георгиевна Алексеева (Добронравова) (1901-1972) — актриса, режиссер, педагог. Начала деятельность в театре им. Вахтангова в 1922 г., когда он назывался 3-й студией МХАТ.

[13] В статье «Разговор мог быть интересным…» Р. Кречетова так пишет об оформлении спектакля: «Постановщик А. Ремизова и художник С. Ахвледиани сломали привычные рамки камерной пьесы и с помощью движущегося круга и задника-экрана придали спектаклю динамичность, создали на сцене ту непрерывность действия, которая передает атмосферу подлинной жизни, текущей свободным потоком. Четкость и лаконизм оформления спектакля позволили усилить настроение отдельных сцен… Силуэты вагона и электрических часов, движущаяся платформа, полумрак — это вокзал, где мы знакомимся с приехавшей из Москвы Ириной. Елочки и живые, выразительные тени на заднике — это картина лыжной прогулки. Ничего подобного нет у драматурга, это принес театр, раздвигая границы пьесы такими простыми, но достигающими своей цели приемами.»

[14] Сергей Николаевич Ахвледиани (1907-1982) — член Союза художников СССР.

Статья подготовлена к печати и откомментирована Анастасией Овчинниковой, студенткой образовательной программы «Филология» Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (проект «Архив театра». Руководитель – Елена Леенсон).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.