Статья С. Королькова о спектакле «Накануне»
«Московский большевик», 23 декабря 1948 года
Инсценировка романа И. С. Тургенева на сцене театра имени Евг. Вахтангова
В русской классической литературе немало произведений, согретых высокой патриотической идеей, гуманистическими устремлениями, верой в будущее. Одно из самых почетных мест среди них занимает роман И. С. Тургенева «Накануне».
Появление романа, писавшегося летом 1859 года, с нетерпением ждали все прогрессивные группы предреформенного русского общества. И это естественно. «Накануне» ― роман о сильном человеке, целиком отдавшемся служению поставленной цели. Образами Инсарова и Елены писатель как бы утверждал, что будущее принадлежит не прекраснодушным мечтателям, а людям с пылким сердцем, людям твердой воли, цель которых ― борьба за счастье народа.
Как истолковывали это передовые демократические критики того времени, И. С. Тургенев поставил в своем произведении вопрос о революции в России. Главный герой романа ― Инсаров ― болгарин. Но в известной статье о романе Н. А. Добролюбов предвидел скорое появление «русского Инсарова».
«И недолго нам ждать его; за это ручается то лихорадочное мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни. Он необходим для нас, без него вся наша жизнь идет как-то не в зачет, и каждый день ничего не значит сам по себе, и служит только кануном другого дня. Придет же он, наконец, этот день. И во всяком случае канун недалек от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их…».
Общественно-политическое значение романа было огромно. У него были друзья и враги, но никто не отнесся к нему равнодушно. Тема борьбы, тема «нового человека» волновала всех. И. С. Тургенев затронул в этом произведении вопрос о роли России в национально-освободительном движении славянских народов, выступил страстным защитников идеи их братства. Эта особенность романа делает его особенно дорогим и близким нам, советским людям, связанным прочными узами дружбы с славянскими странами ― странами новой демократии.
Эти идейные качества, в соединении с высокими художественными достоинствами тургеневского произведения, дали театру им. Евг. Вахтангова основание поставить инсценировку романа на своей сцене.
Инсценировка сделана драматургом А. Арбузовым. Он добросовестно сохранил ткань замечательного творения писателя. В инсценировке, как и в романе, Инсаров и Елена являются носителями героического действенного начала, которым противопоставлены остальные персонажи ― Берсенев, Шубин и другие. Сохранилось в инсценировке и то обаяние моральной чистоты, которым так мастерски и любовно наделил своих героев И. С. Тургенев.
Оценивая роман «Накануне», Н. А. Добролюбов писал в свое время: «Тургенев весь отдается изображению того, как Инсарова любят, и что из этого происходит. Так, где любовь должна, наконец, уступить место живой гражданской деятельности, он прекращает жизнь своего героя и оканчивает повесть». Этот недостаток, разумеется, свойственен и инсценировке. Больше того, в сценической композиции он выступает еще более резко, тем самым снижая политическое и художественное звучание спектакля, поставленного режиссером А. Габовичем.
Инсаров в романе показан «человеком новым», неизвестным еще тогдашнему обществу. У него нет раздвоенности между личным и общественным. Отсутствие такого разлада в характере Инсарова давало возможность видеть в нем «героическую натуру». Благо родины, борьба за ее освобождение ― для него не только долг, но и идеал самых горячих стремлений. Инсаров не отделает себя от народа. Он не отделяет своих личных целей от общенародных. Каким благородством звучат его слова о том, что «последний мужик, последний нищий» его страны живет теми же мыслями и чувствами, что и он: «У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость». В своем нерушимом единстве с народом черпает Инсаров волю к действию, к победе.
Дмитрий Инсаров ― натура цельная. Этим он резко выделяется из окружающей среды. Именно это и привлекло к нему сердце Елены Стаховой, ищущей избавления от мертвящей бездеятельности, от скуки дворянской жизни. Таков Инсаров в романе. В инсценировке образ его значительно обеднен. И потому играющий его артист С. Лукьянов поставлен в затруднительное положение. Он должен создать героический характер, а пьеса, по существу, не дает этого материала. Зритель узнает об Инсарове из уст Берсенева больше, чем от него самого.
Как же справился с ролью С. Лукьянов в тех пределах, какие отвел ему драматург? Он слишком спокоен. В нем нет порыва, свойственного Инсарову. Прекрасные слова тургеневского героя о любви к родине и к народу, слова, свидетельствующие о безудержном стремлении к борьбе за счастье народа, он произносит за редким исключением холодно, резонерски. Перед зрителем не человек действия, готовый в любую минуту ринуться в бой. Его душа пуста, ее не волнуют никакие высокие чувства.
Пуста душа Инсарова-Лукьянова и в диалоге с Еленой, когда он отвечает на ее осторожный вопрос: встретился ли он с турецким агой, погубившим его родителей? А ведь ответ этот содержит в себе бесчисленное количество красок, в нем заключена основная черта характера Инсарова ― цельность его натуры. Ответ этот говорит о том, что достижение личной цели для него крепко связано с целями общественными.
Оживает Инсаров-Лукьянов лишь в сценах лирических. В этих сценах мы видим человека большой душевной силы, человека, нежно любящего, но готового во имя родины отказаться от личного счастья.
Достаточно ли только этого для обрисовки такого сложного образа, как Инсаров? Разумеется, нет. Мы не увидели того героического начала, которое пронизывает все его мысли и поступки. Нет в нем и того огня патриотизма, который руководит всеми поступками Инсарова. И это накладывает свой отпечаток на весь спектакль.
Интересен и в романе и в инсценировке образ Елены Стаховой. В галерее женских типов И. С. Тургенева он занимает особое место. Наталья из «Рудина» способна на благородный порыв, но она быстро остывает, разочаровавшись в своем избраннике. Лиза из «Дворянского гнезда» сильна в своем самоотречении. Совсем иной предстает перед нами Елена. Она твердо идет по намеченному пути. Ради Инсарова Елена оставляет родных, а потеряв его, едет в Болгарию, чтобы стать участницей народно-освободительной борьбы. В ее натуре сочетаются решительность и большое обаяние женственности.
Эти черты характера Елены Стаховой превосходно передала молодая артистка А. Гунченко. В первом действии спектакля мы видим беспокойство, овладевшее Еленой. Она вся рвется к знаниям, к деятельности, которая для нее еще неясна. Это ― трогательно-наивная девушка с чистой душой и добрым сердцем. «О, если бы кто-нибудь мне сказал: вот что ты должна делать». Это сказал ей Инсаров. И она пошла за ним. Пошла без колебаний, всю себя отдав благородной идее Инсарова.
Артистка тонко и верно показывает процесс формирования характера Елены. Она хороша и в драматических, и в лирических сценах. Ее Елена покоряет своей непосредственностью, богатством чувств. Возражение может вызвать только некоторое однообразие интонаций артистки.
Роль Шубина играет артист Ю. Любимов. Его Шубин ― человек легкомысленный, неуравновешенный, беззлобный, способный, как и Берсенев, страстно говорить о самопожертвовании ради великих целей, но неспособный к реальным делам. Это яркий представитель той среды, которая И. С. Тургеневым так убедительно противопоставлена Инсарову. Роль это ― удача артиста.
Хорошо сыграны роли Анна Васильевны (арт. Д. Андреева), Берсенева (арт. Н. Малишевский), Курнатовского (арт. М. Жарковский), Увара Ивановича (арт. Н. Пажитнов), слуги Стахова (арт. Г. Мерлинский).
«Столбового дворянина Николая Стахова», отца Елены, играет артист В. Кольцов. Надо прямо сказать: Стахов у него не получился. Он слишком шаржирует, слишком сгущает краски и потому как бы выпадает из общего стиля спектакля.
Спектакль оформлен художником В. Дмитриевым. Хорошо воспроизведена им русская природа. Прекрасно оформлена, например, сцена у часовни. Лаконично и вместе с тем выразительно разрешены и другие картины.
В целом театр создал интересный спектакль. Но это отнюдь не освобождает его от дальнейшей, более углубленной работы над образом Дмитрия Инсарова. Ведь именно Инсаров должен быть душой и сердцем спектакля. Именно он должен нести в себе то героическое начало, которое сообщило бы всей постановке еще большую политическую страстность, художественную цельность и, значит, еще больше приблизило бы ее к современности.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.