• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Римма Кречетова. Разговор мог быть интересным…

«Московский комсомолец», 1957, 12 октября

Окончена школа, и нужно выбрать тот путь, который поведет тебя в сложную, полную борьбы, настоящую «взрослую» жизнь. Как найти свое место в этой жизни, какую дорогу избрать? Может быть, спрятаться за чью-нибудь спину, обойти трудности сторонкой, устроиться так, чтобы было удобно, легко и спокойно? Но разве может быть настоящая молодость без большой мечты, без желания изведать счастье трудных дорог, принести пользу своей стране? Эти мысли всегда волнуют молодежь, и разговор о взглядах на жизнь, об отношении к ней всегда важен и нужен.

Такой разговор пытается начать Ф. Кнорре в своей пьесе «Две сестры» [1], премьера которой состоялась недавно в театре имени Вахтангова [2]. Драматург решил показать героев, вступающих в жизнь и избравших противоположные пути. В центре пьесы — две сестры, и все внимание автора сосредоточено на их судьбах.

Старшая из них — Ирина [3], окончив десятилетку, едет поступать в вуз в Москву, но не любовь к какой-то определенной профессии руководит ею. Ей просто нужен диплом, а в каком институте она получит его, ей безразлично. И провалившись дважды на вступительных экзаменах, она через год пробует поступить в другой институт. Ее отношение к жизни легкомысленно и эгоистично: «Если бы знать, где мне будет лучше! Здесь? Там?» — восклицает Ирина, готовая в любую минуту бросить все — и семью, и любимого человека, чтобы бежать туда, где, по ее мнению, «лучше». В погоне за ложно понятым счастьем она не замечает, как зря проходит молодость, какой пустой и никчемной становится жизнь.

Иначе складывается судьба младшей сестры — Люси [4], которая вместе со своими одноклассниками после окончания школы пошла на стройку. Здесь она находит и друзей, и большую любовь, без которой, как и без смелых дерзаний, не может быть настоящей молодости.

Такой замысел пьесы давал драматургу возможности для честного и смелого разговора о жизни, об ответственности людей за то, как складываются их судьбы. Но, на мой взгляд, такого разговора, к сожалению, не получилось. Ф. Кнорре не сумел глубоко заглянуть в души своих героев, не рассказал нам о них самого главного. Он обидел и Люсю, и ее друзей, заботливо убрав с их дороги все препятствия, лишив их необходимости вступать в какую бы то ни было борьбу.

Характеристики большинства героев пьесы неглубоки и часто грешат надоевшими драматургическими штампами. О молодом строителе Кузе мы узнаем только, что он парень с отличным аппетитом, судя по пьесе, — это основная черта его характера. Миша учится играть на балалайке, которую потом сменяет гитара, — этим исчерпывается его роль. Анатолий — отличник, удивительно похожий на многих отличников из многих пьес: смешной, неловкий, немножко заумный. Он, как и полагается отличнику, выглядит особенно нелепо, когда пытается объясниться в любви. Сережа — безликий юноша, в его образе нет индивидуальных черт, которые могли бы сделать его живым и интересным для нас человеком.

Характеры сестер Ирины и Люси удались драматургу значительно больше других, и этим можно объяснить интерес, проявленный театром имени Евг. Вахтангова к пьесе Ф. Кнорре.

Приступая к работе над пьесой, театр, очевидно, надеялся, что ему удастся преодолеть ее недостатки и создать интересный и яркий спектакль, пользуясь специфически театральными средствами. Стремясь раскрыть мысли и чувства героев глубже, чем это сделано драматургом, постановщик А. Ремизова и художник С. Ахвледиани [5] сломали привычные рамки камерной пьесы и с помощью движущегося круга и задника-экрана придали спектаклю динамичность, создали на сцене ту непрерывность действия, которая передает атмосферу подлинной жизни, текущей свободным потоком. Четкость и лаконизм оформления спектакля позволили усилить настроение отдельных сцен.

…Силуэты вагона и электрических часов, движущаяся платформа, полумрак — это вокзал, где мы знакомимся с приехавшей из Москвы Ириной. Елочки и живые, выразительные тени на заднике — это картина лыжной прогулки. Ничего подобного нет у драматурга, это принес театр, раздвигая границы пьесы такими простыми, но достигающими своей цели приемами. Интересно решена и картина Люсиного сна, где яркая, острая театральность помогает режиссеру создать трепетную и фантастическую атмосферу.

Стремясь подчеркнуть самое удачное и живое в пьесе, режиссер выдвигает на первый план лирическую тему, тему любви Ирины и Люси к Сергею [6]. Но эта тема оказывается исчерпанной уже в первых двух актах, и третий акт становится чуть ли не лишним, так как и без него конфликт решен, судьбы героев ясны, внимание зрителя ослабевает.

Чем больше стараний прилагает театр, чтобы преодолеть недостатки пьесы, тем яснее становится та старая очевидная истина, что в театре решающую роль играет все-таки драматургия. Неудачный выбор пьесы мешает коллективу создать полноценный спектакль, несмотря на интересную работу режиссера и художника, несмотря на отдельные актерские удачи, среди которых особенно хочется отметить исполнение Ю. Борисовой роли Люси.

С подкупающей искренностью рассказывает Ю. Борисова нехитрую историю своей героини, заставляя с огромным вниманием следить за тем, что происходит в ее душе. Она умеет найти тончайшие оттенки и выразить их даже тогда, когда они кажутся непередаваемыми и неуловимыми. Стриженная девушка в спортивных брюках, простой кофточке и стареньких полуботинках — такой выходит на сцену Люся-Борисова в первом акте. Быстрые, слегка угловатые движения, ни на минуту не оставляющая ее активность — все это делает Люсю похожей на задорного мальчишку. Недаром товарищи зовут ее «хорошим парнем». В ее жизни все ясно, тревоги первой любви еще не коснулись сердца. К Сереже она относится, как к другу, не подозревая, что за этой дружбой прячется иное чувство.

Приезд Ирины нарушает безмятежное существование Люси. Очень хорошо проводит актриса сцену разговора с Сережей, из которого она узнает, что Сережа влюблен.

Она с огромным напряжением вслушивается в его слова, стараясь отыскать истину среди его осторожных намеков и недомолвок. В ее широко открытых глазах растерянность, беспомощность, в них отражается лихорадочная работа мысли, стремление понять, что же произошло? Для Люси неожиданны не только слова Сережи, но и то смятение чувств, которые они вызвали в ней самой.

Она еще ничего не знает, но уже угадывает, что с этой минуты для нее начинается новая жизнь, совсем не похожая на ту, которая была раньше. Перед нами уже не «славный парень» Люська, а девушка, к которой с первой любовью пришло и первое испытание. Борисова последовательно и точно раскрывает перед нами внутренний мир Люси. Ее Люся, хрупкая и слабая внешне, обладает моральной силой, которая позволяет ей с суровой честностью подходить к жизни. Эта честность и сознание долга заставили ее пойти работать на стройку, эта же честность требует от нее отказа от счастья, если счастье нужно отнять у Ирины. Но отречение дается ей нелегко, хотя она старается казаться веселой и в особенно трудные минуты упрямо опускает стриженную голову.

В этой роли раскрываются новые стороны индивидуальности актрисы, и театр помогает ей, давая возможность создавать не похожие друг на друга образы.

В спектакле есть и другие несомненные актерские удачи [7]. С превосходной комедийной характерностью играет бабушку Сережи артистка Е. Понсова. Делают более интересными созданные драматургом характеры Л. Целиковская (Ирина) и Ю. Любимов (Алексей [8]).

Но драматургический материал, на котором строится спектакль, несовершенен, и все усилия режиссуры, актеров и художника не могут преодолеть недостатки пьесы. Большой разговор о жизни, которого мы вправе были ждать от театра, получился недостаточно глубоким.

 

Примечания

[1] Ф.Ф. Кнорре (1903-1987) создает пьесу «Две сестры» в 1957 г. Постановки пьесы будет идти в московских театрах им. Моссовета и им. Вахтангова. Другие названия: «Сестры» / «Первый шаг».

[2] Постановка 1957 года в Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова. Премьера 25 сентября 1957 года. Режиссер А. Ремизова, художник С. Ахвледиани, музыкальное оформление Р. Архангельского. В роли Анатолия — Юрий Любимов.

[3] Роль Ирины исполнила Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992), служащая в Театре им. Вахтангова с 1941 по 1992 гг.

[4] Роль Люси исполнила Юлия Константиновна Борисова (род. 1925 г.), артистка Театра им. Вахтангова с 1947 г., сразу после окончания Щукинского театрального училища.

[5] Сергей Николаевич Ахвледиани (1907-1982) — член Союза художников СССР.

[6] Роль Сергея исполнил Михаил Александрович Ульянов (1927-2007), с 1987 г. художественный руководитель Театра им. Вахтангова.

[7] Н. Коноплин в своей статье «Две сестры» пишет: «По своему интересные образы создают заслуженный артист РСФСР Ю.П. Любимов (Анатолий), артисты Г.А. Абрикосов (Кузя), Г.Л. Коновалова (Сима) и М.А. Жарковский (Миша). Их игра сообщает спектаклю атмосферу молодости и чудесного задора. Ярка и темпераментна на сцене народная артистка РСФСР Е.Д. Понсова. Эпизодическая роль бабки Сережи сыграна ею с большой комедийной выразительностью. Душевный образ Анны Петровны Сумароковой, матери Иры и Люси, создает народная артистка РСФСР Е.Г. Алексеева.» (И. Коноплин. Две сестры // «Коммуна», Воронеж, 1960, 23 февраля).

[8] В своей статье Р. Кречетова ошибочно говорит, что Юрий Петрович Любимов (1917-2014) сыграл в спектакле Алексея, — артистом была исполнена роль Анатолия.

Статья подготовлена к печати и откомментирована Анастасией Овчинниковой, студенткой образовательной программы «Филология» Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (проект «Архив театра». Руководитель – Елена Леенсон).

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.