• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Татьяна Куликова. «Пиросмани, Пиросмани…»

До просмотра спектакля Някрошюса “Пиросмани, Пиросмани…” с личностью и творчеством грузинского художника Нико Пиросмани я была знакома поверхностно. Поэтому, чтобы стать более осознанным зрителем, я ознакомилась с биографией художника и пьесой Коростылева “Праздник одиночества”, благодаря чему мне стало понятно, что жизненный путь художника был далеко не безоблачным, и именно о его тяжелой судьбе пойдет речь в спектакле. В самом начале представления, мы слышим, как голос за кадром произносит отрывок из поэмы “Витязь в барсовой шкуре”, которая написана на грузинском языке и относится к грузинскому эпосу. Полагаю, это одна из отсылок к месту рождения нашего главного героя, на которое нельзя не обратить внимание, ведь дух и культура родного края оказывают значительное влияние на становление человека искусства и на то, какой почерк будет прослеживаться в его творчестве. Такая отсылка в спектакле не единственна. В процессе просмотра я заметила некоторые элементы грузинской культуры и в оформлении спектакля. Например, колоритные напевы во время застолья с героями одной из картин художника, отражающие проникновенность, темпераментность и широту души грузинского человека. Оттенки родной культуры, несомненно, содержатся и в творчестве самого Пиросмани. Среди его картин можно найти вывески для тифлисских трактиров, бытовые сценки пиров, праздников и застолий как зажиточных грузинских князей, так и простых деревенских жителей, портреты людей разного статуса и рода деятельности. Картинам художника отведено, несомненно, одно из самых важных мест в постановке Някрошюса. Кажется, что герои полотен Пиросмани преследуют его повсюду: то он видит их в окне, то они уже оказываются рядом и начинают общаться с ним. При этом сошедшие с холста персонажи часто критикуют художника по поводу того, как он их нарисовал. И так как картины, естественно, не могли ожить в реальности, можно предположить, что источник всех происходящих в спектакле событий – разум художника, нарисованный у него в голове иллюзорный поэтический мир, который является для него источником не только вдохновения, но и душевных метаний, сомнений. Мне показалось, что недовольство персонажей о том, как они нарисованы, - это, в первую очередь, критика художником самого себя, а возможно, понимание того, что его творчество пока еще недостаточно понято и признано. Самой запоминающейся героиней спектакля, изображенной на одной из картин Пиросмани, для меня, несомненно, стала актриса Маргарита, которая, как мы знаем из биографии Нико, была страстной и безответной любовью художника. Есть легенда о том, что, увидев Маргариту, Пиросмани продал все, что у него было, чтобы подарить ей огромный букет цветов, однако даже после этого актриса не ответила взаимностью. Впоследствии Пиросмани запечатлел ее на картине “Актриса Маргарита”, которая и ожила в спектакле Някрошюса. Полагаю, что Маргарита, сошедшая с картины, предстает перед нами такой, какой она выглядит в глазах влюбленного художника. А возможно, это один из ее сценических образов, который запомнился Пиросмани лучше всего: энергичная, живая, немного инфантильная девушка, которая сначала зовет Нико, а затем говорит, что покидает его, и исчезает так же быстро и мимолетно, как появилась. В руках у нее розы – вероятно, те самые, которые подарил ей художник, но перед тем, как уйти, она бросает этот букет в его портрет на окне, что заставляет зрителя еще больше прочувствовать драматичность и безнадежность любовных чувств Пиросмани. Также на протяжении спектакля время от времени появляется другой образ Маргариты – женщина в черном, то и дело наблюдающая за Нико через окно. В конце спектакля перед смертью художника она смывает снег с окна его дома, на котором до этого был нарисован предположительно автопортрет Пиросмани, и заходит в дом. Тогда Нико спрашивает ее, почему она не пришла к нему раньше. Данная сцена заставила меня в полной мере почувствовать сожаление художника в конце своей жизни об упущенном когда-то счастье. Чувства сожаления об упущенных возможностях и нереализованности, по моим ощущениям, пронизывают весь спектакль. Наш главный герой осознает, что не может найти точки соприкосновения в творчестве даже с героями его картин, а значит, и с самим собой, а это верный признак творческого кризиса. Кроме того, очевидно, что он, как и многие творческие люди, тонко чувствует окружающий мир, немного оторван от реальности, все время пребывает в мечтах и возвышенных рассуждениях об искусстве. Утешение он находит в выпивке, в общении со сторожем и героями его картин. Необходимо упомянуть, какие картины Пиросмани были задействованы в спектакле. Так три князя, которые пришли в гости в дом художника, напомнили мне героев картины “Грузинское застолье”. Человек в красной рубашке с ножом, который показался мне олицетворением каких-то душевных терзаний Пиросмани, напоминает персонажа, изображенного на картине “Рыбак в красной рубахе”. И, конечно же, нельзя не вспомнить уже описанную выше картину “Актриса Маргарита”. Было приятно услышать в спектакле знакомые музыкальные произведения. Например, “Болеро” Равеля, которым сопровождалось появление тех или иных персонажей, или “Ария царицы ночи” из оперы “Волшебная флейта” Моцарта, которую напевала Маргарита из ожившей картины. Что касается сценического оформления, то декорации к спектаклю очень точно передают атмосферу обители бедного художника, единственное богатство которого - его любимое дело. Самым важным элементом декорации, на мой взгляд, является окно, как некое средство общения нашего героя с внешним миром, с воспоминаниями из прошлого и с самим собой. Наиболее трогательным и душераздирающим эпизодом спектакля для меня стала последняя сцена, в которой художник умирает, а затем сторож горько оплакивает его кончину. В самом конце сторож увозит художника куда-то в темноту на тележке от весов. Полагаю, что такой символ гармонии и правосудия, как весы, появился в заключительной сцене неслучайно. Он указывает зрителю на то, что творчество художника будет в итоге признано в соответствии со всеми его заслугами, а сам он останется жив в нашей памяти, благодаря своим потрясающим произведениям искусства!

Майнор «Театр с нуля», преп. Татьяна Левченко


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.