• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пьесы фестиваля «Любимовка», которые точно стоит прочесть

Рекомендует Ларионова Дарья, студентка образовательной программы «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом»

Фестиваль молодой драматургии «Любимовка» существует с 1990 года. Он знакомит зрителя с пьесами молодых и преимущественно неизвестных авторов, пьесы которых отбирает команда ридеров. А самих авторов «Любимовка» вводит в мир театра.

Читка готовится профессиональными режиссерами и группой актеров. Принципиальной особенностью «Любимовки» всегда была работа именно с текстом, с тем, как он звучит со сцены, какой отклик получает у зрителя, смешной ли он там, где задумал автор, звучит ли так, как задумано. После фестиваля авторы получают ценный опыт «озвучивания» своего текста, придания ему живой, многоголосой структуры и критики. Зрители же приобретают опыт пребывания в атмосфере очень подвижного, не похожего на другие, театра, в который хочется возвращаться.

В этом обзоре мне хотелось бы рассказать о нескольких пьесах последних пяти лет, представленных на фестивале. Они об очень точном, сегодняшнем, и одновременно о вневременном, о том, что бывает всегда и со всеми, и это настолько точно и нужно, что попадает в цель, которую никто не видит – в человеческую боль, в одиночество, в нехватку любви, рассказывает о поиске счастья и смысла жизни.

Об одиночестве

Мария Огнева. Спойлеры.

Одна из самых прекрасных функций драматургии – психотерапевтическая. Пьеса Марии Огневой рассказывает нам о мире молодой женщины, которой очень тяжело открыться. У нее есть психотерапевт, сестра, подруги, но никто не может помочь ей выйти из зоны комфорта, в которой никто не может обидеть и ранить. Это пьеса про бесполезные приложения для знакомства, про то, что никто не умеет слушать и слышать о твоих проблемах, про то, как в закрывающемся метро ты плачешь в пустом вагоне, видя свое отражение, расслаиваясь на «Я» и «Ты». Про большой город. Про одиночество. Про попытку спасать и спасаться.

Главная героиня оказывается в центре «почти документальной пьесы про сильную и независимую женщину, пока не успевшую завести ни одной кошки», она переживает унизительное расставание с мужчиной, после которого в ночном метро встречается со своим распухшим от слез отражением. «Эта часть и есть я. Привет. Привет, это я. Хочешь знать, что будет дальше? Предупреждаю, это спойлер».

О любви

Наталья Милантьева. Пилорама плюс.

Пьеса о страстной и вместе с тем нежной любви плотника Саши к бывшей однокласснице Кате. Почти всегда пьяный, по ночам, общаясь со станками в мастерской, он говорит о своей низости, рефлексирует о своих любви и одиночестве. Пьеса про исступленную, неразделенную любовь человека, который проклинает отвергающий его объект обожания с такой же силой, с какой любит. Проклинает, потому что знает: будет отвергнут снова.

Чувство главного героя, по своей мощи сопоставимое со страданием героя античной трагедии, ищет выхода в работе и запое. Катя – замужняя женщина, у нее больной ребенок, которому Саша пытается помочь, собрать деньги на его лечение. Он пишет ей письма, в которых одновременно признается в любви и угрожает. Он болезненно одинок и болезненно связан своей любовью. В конце пьесы Саша, в исступлении пытаясь заставить все станки, наконец, замолчать, умирает, получив разряд тока от электростанка.

Ирина Васьковская. Визит.

Библейская притча о познании Эдема и желании. Мрачная, невидимая запретная стрела будто проносится через всю пьесу, срезая каждую ворсинку на родительском ковре. Это пьеса-поэма о родителях, которых, конечно, вспоминаешь в самых странных обстоятельствах своей жизни, во время мистического визита то ли мужчины, то ли судьбы; о детстве, которое, несомненно, было и прекрасным и мерзким: солнечным, ликующим, ясным, пластмассовым, душным; о мифологическом диалоге с запретным, темным. О зове и об отклике. Об адском пламени, пронзающем нас при воспоминании райского сада из детства, в котором ты впервые вкушаешь запретный плод не по своей воле.

Пьесу можно сравнить с эпическим произведением, посвященным воспоминанию, корням. Пьесы Ирины Васьковской всегда очень точны, тонки, многогранны («Русская смерть», «Уроки сердца»). Читать, пожалуй, стоит всё, что она написала.

Мария Огнева. За белым кроликом.

Документальная пьеса, посвященная памяти «девочек, которые не виноваты». Две молодые подруги садятся в машину к незнакомому мужчине, который жестоко убивает их. Пьеса состоит из диалогов их матерей, попыток расследования, несправедливости правосудия, отчаяния. Девушки бежали за белым кроликом, они Алиса-1 и Алиса-2, они прыгнули в кроличью нору – и нашли там свою смерть. И главная героиня погружается вслед за ними, восстанавливает события, рассказывая их историю, описывает быт их матерей, то, как они приняли решение сесть в машину. Пытается понять, что с ними произошло.

Светлана Петрийчук. Финист ясный сокол.

Документальна пьеса о женщинах, отправляющихся в ИГИЛ за своей любовью. В тексте раскрывается неоднозначное отношение русских женщин к религии, которую они спокойно готовы менять на новую ради сомнительной любви. Отчаянные «Марьюшки», прозванные так из-за своей безликости, сходства судеб («Неустановленное количество. По некоторым данным, до 2000 человек за последние несколько лет»), читают инструкции о том, как правильно заключить брак (араб. – никах) по скайпу, о том, как правильно носить платок, как готовить халяльные блюда, как правильно стирать, готовить, убирать. Пьеса о женщинах, готовых отказаться не только от своей страны, но от самих себя. Ради чужих убеждений, веры, чужой войны и смерти. Пьеса-диалог с судьёй, почти библейским судьёй, обрекающим несчастных, настрадавшихся от собственных глупостей женщин, к приговору.

Диалоги с судьёй перемешаны с кулинарными рецептами с форумов, вопросы к имаму на сайте «спросиИмама.ру» - с цитатами Блаженного Августина; слепая любовь к идее, понимание которой не приходит даже после осознания ее провала, - со слепым убеждением в том, что платок нужно носить даже во время тюремного заключения, «чтобы у заключенных не появилось неверное представление, что они и надзирательницы равны».

О детском

Алексей Олейников. Хлебзавод.

Как много мы знаем о подростках, о школе? Как много мы помним о собственной школе? Дети снимают ролики на камеру погибшего парня, вызывают духов. Дети поют на утренниках в детском саду, - но не испытывают от этого радости: уже сейчас, - они знают, что дед Мороз – ненастоящий. Они знают больше и лучше, чем взрослые.

Пьеса Алексея Олейникова рассказывает о рецепте изготовления коллективного хлеба из детей, в девяти этюдах. Они о разных периодах детства и разных переживаниях, метафорически соединяющихся в огромном коме теста, из которого обязательно должны испечь «самых румяных детей на свете».

Елена Шабалина. Лес на горе печали.

Очень поэтичная и многослойная пьеса о попытке вернуть умершую маму. Главная героиня – дочка лесника – в полубреду пытается спросить у невидимых сил, как оживить маму. В конечном итоге она попадает к Анубису, которому должна ответить на самые важные вопросы и прочесть самое важное стихотворение. Словом, выдержать испытание. Параллельно Анубис проводит кастинг для своего фильма и отбирает для него безликих детей. И для этого ищет их слабые места.

В этом мире кукушки плачут от невыносимой печали, а киты дарят свою кровь ромашкам.

Возможно ли написать совершенное стихотворение и вернуть маму? Возможно ли летать с птицей смерти и не умереть? Возможно ли накопить столько денег, чтобы хватило на реинкарнацию?

О войне

Юрий Смирнов. Файлы мертвых славян.

Пьеса о войне на востоке Украины, написанная в стихах и разделенная на отчеты и протоколы о смерти, любви и вере. Эту пьесу можно назвать анти-акафистом войны, вобравшим в себя свидетельства неизвестных, вневременных персонажей: узника, ремонтника, священника, солдата, сексота и беспилотника. Каждая строчка этой пьесы – концентрированный заряд дроби; она о смерти медленной, почтительно сопровождаемой сослуживцами, и о смерти быстрой и нелепой, она об исповедальном: «Боже, услышь нас, мы еще не совсем сдохли».

Сергей Давыдов. Республика.

Прекрасный мир спелых гранатов и персиков. Многоязычный, яркий, сытый, богатый край Таджикистана. Все это рушится во время гражданской войны в девяностых. И мир делится на «до» и «после» ковчега, который везет не в новую землю обетованную, а в серую, бескрайнюю Россию, в которой линия горизонта тянется в бесконечной пустоте и, кажется, никогда не кончается. В которой каждый – чужой. Пьеса про изгнание из рая и про болезненное желание быть своим там, где это невозможно.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.