• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дарья Левандовская. Что за боги твои боги?

Что за боги твои боги? …так этот вопрос был сформулирован в переводе, использовавшемся для спектакля Юрия Петровича Любимова. У него боги являлись в мир как три таинственных и суетливых го сподина, скорее напоминающих неповоротливых клерков в командировке или героев Рене Магритта. Они были недалекими и явно не всевидящими, никак не сопереживали героине. У Юрия Николаевича Бутусова всех трех богов (в программке стоит множественное число) играет одна девушка. Она странно себя ведет, почти не говорит и похожа на подбитого зверька с раненными лапками. С ней общается и ее видит только продавец воды Ванг, явно особый человек. Как и в оригинальной пьесе, дар богов не приносит главной героине Шен Те счастья, ее попытки продавать и производить табак обречены на то, чтобы быть экономически невыгодными. Но все же у богов и Шен Те связь в спектакле гораздо сложнее и угадывается не при первом просмотре. Ближе к развязке девушка-бог(и), как и бывшая проститутка, ходит беременная, на пластическом уровне повторяя ее манеры. Во втором акте бог(и) появляются из дождя сигарет, плача над тем, что ждет Шен Те дальше и находясь между ней и ее оппонентом в споре. У них даже похожи костюмы – мешковатые пальто с плечами как у мужских пиджаков больших размеров. В конце боги, Ванг и Шен Те остаются втроем, только они не сразу удаляются во время ее пламенной и полной горечи финальной речи. Когда боги покидают Сезуан, это происходит вместе с Вангом: он первый берет девушку за руку и уводит за качающуюся вешалку с пиджаками. Мне кажется, этот мотив предательства Бога, одиночества человека, потерявшего его, соотносится с философией экзистенциализма, так популярной в Европе, столкнувшейся с одной войной и предвкушающей вторую. Эта философская школа воспринимала человека как уникальное существо, интересовалась его проявлениями в состоянии пустоты, надлома, ужаса от потери духовных ориентиров. Я уверена, что Юрий Николаевич Бутусов, поставивший спектакль в 2013 году на пороге больших социально-политических перемен в нашей стране, мог испытывать к образу маленького и зависимого человека похожее сочувствие. Героиня Александры Урсуляк Шен Те – персонаж, кричащий, что он не может справиться с божественным замыслом, так как она «всего лишь человек». Эта женщина, продававшая свое тело только потому, что иначе было не выжить, стремится к самой обычной жизни: выйти замуж по любви, родить ребенка, иметь возможность соблюдать Заповеди. Но религии как системе, в которой постоянно пребывает душа, не находится места в ее полном тревог и борьбы мире: Бог не дает ей опору и не служит ориентиром в жизни, а его образ далек от канонического. Я считаю, хоть в спектакле тема отношений бога и человека сокращена, она все равно является основной, ведь именно она открывает и закрывает эту историю, образуя «кольцо». Постановка Бутусова очень сильно воздействует на зрителя и ярким гримом героини, и узнаваемыми мешковатыми костюмами, и звуками, напоминающими то шум урагана, то звуковое сопровождение цирка. Но все же самое главное, что в ней есть – чувство пустоты от того, что с неба на тебя никто не смотрит.

майнор «Театр с Нуля», рук. Маргарита Кожекина


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.