• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» (А.Волошина/ Вс.Вишневский/В.Рыжаков)

Вопросы к семинару

1. Какие признаки постдраматического театра вы видите в спектакле? Что происходит с текстом пьесы 1933 г.?
2. Сравнительный анализ образов Комиссара, Алексея/ Вожака, Сиплого/Рябого (пары на выбор), созданных в спектакле В.Рыжакова и фильме С.Самсонова.
3. Деталь костюма, грим, декорации наиболее яркая, важная для вас, и ее смысловая нагрузка.

Дополнительные материалы к обсуждению

- Таиров. Камерный. Оптимистическая (фрагменты) 1933:
https://vimeo.com/65031229?embedded=true&source=video_title&owner=16418980
- М.Жаров о постановке:
http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st045.shtml
- Ю.Юзовский об Оптимистической в Камерном театре:
http://teatr-lib.ru/Library/Yuzovsky/O_teatre_i_drame_2/#_Toc194657489
- О художнике спектакля Таирова Вадиме Рындине:
http://www.muzcentrum.ru/component/content/article?id=9568:chast-36-teatralnyj-khudozhnik-v-f-ryndin-vstuplenie
- М.Захаров Ленком 1983 фрагмент:
https://youtu.be/6IG5g1_NAy4
(Из воспоминаний о спектакле: «В сценографии Олега Шейнциса. Нить (времен) была материализована, белая нить самым буквальным образом встречала зрителей, когда они только входили в фойе и потом вела их в зал, а в зале вела их внимание на сцену. В фойе театра стояли черные щиты, на них были наклеены узкой линейкой маленькие фотографии давно прошедших лет - лица, лица, лица матросов, линия шла от щита к щиту, щиты поворачивали в зал и дальше от линии фотографий белая лента уходила на сцену».)
- О Ларисе Рейснер:
https://izbrannoe.com/news/lyudi/boginya-revolyutsii-larisa-reysner/
- О Ф.Раскольникове:
https://www.kommersant.ru/amp/4087572
- А.Блок Интеллигенция и революция:
https://bookscafe.net/read/blok_aleksandr-intelligenciya_i_revolyuciya-77474.html#p4
- Архивные материалы. Народное творчество 1917 г.:
https://rg.ru/2018/03/22/rodina-rgacpi.html
- В.Рыжаков. Беседа о театре и режиссуре:
https://youtu.be/HFG2OxJjIMY
- А.Волошина как театральный критик: https://phttps://ptj.spb.ru/author/voloshina/tj.spb.ru/author/voloshina/
Сайт с текстами А.Волошиной:
http://mythos.spb.ru/
- А.Трегубов о художнике в театре:
https://www.youtube.com/watch?v=OFtY8WXGz_0

Мария Трегубова об «Оптимистической трагедии»:
«Это спектакль режиссера Виктора Рыжакова, который он поставил с замечательными молодыми артистами Александринского театра. В нем многономеров и этюдов, которые предлагали сами артисты. В каком-то смысле это коллективное сочинение и очень живая вещь. Мне кажется, что вообще понятие «живой» для театра — основное. Собственно, сценография состоитиз трех частей. Первая — это такой визуальный театр. Парад архетипичных образов ХХ века, никак не связанных с самой пьесой: перед зрителями проходят крокодилы Гены, космонавты, балерины, омоновцы, американские супергерои, и все это на фоне постоянно меняющихся огромных декораций, изображающих то Мавзолей, то военный корабль, то падение Берлинской стены, то салюты, то огромную Мэрилин Монро… Вторая часть — основная, сам прощальный бал или даже концерт, абсолютный минимализм. Двадцать матросов и девушка-комиссар теснятся на небольшой треугольной, оторванной от земли площадочке, напоминающейнос уходящего корабля, которая вдобавок сильно шатается в зависимости от их перемещений по ней.
И третья — пустота, тишина и чернота, в которой танцуют вальс прекраснейшая Эра Зиганшина (она играла еще в той самой легендарной постановке) и Аркадий Волгин. Пустота, наверное, самое красивое, что может быть на сцене, но чтобы ее сделать, надо иметь на это какое-то внутреннее право: что-то должно быть до или после, что оправдывает ее появление.
Пустота на сцене, когда нет ничего, открыты стены и пол — это как обнаженное человеческое тело. Оно совершенно. Но быть голым можно только при определенных обстоятельствах, так просто не побродишь. Пустая сцена, особенно историческая, как правило, красива и очень много несет в себе смыслов, воспоминаний, энергии. А здесь так вообще старейший и легендарный Александринский театр».

Вопросы для всех отсутствовавших на семинаре
1. Какие признаки постдраматического театра вы видите в спектакле.
Что происходит с текстом пьесы 1933 г.
2.Сравнительный анализ образов Комиссара, Алексея/ Вожака,
Сиплого/Рябого(пары на выбор ), созданных в спектакле В.Рыжакова и
фильме С.Самсонова
3.Деталь костюма, грим, декорации наиболее яркая, важная для вас и ее
смысловая нагрузка.
Дополнительные материалы к обсуждению
 
-Таиров. Камерный. Оптимистическая (фрагменты) 1933
https://vimeo.com/65031229?embedded=true&source=video_title&owner=16418980
-М.Жаров о постановке
http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st045.shtml
-Ю.Юзовский об Оптимистической в Камерном театре
http://teatr-lib.ru/Library/Yuzovsky/O_teatre_i_drame_2/#_Toc194657489
 
-О художнике спектакля Таирова Вадиме Рындине
http://www.muzcentrum.ru/component/content/article?id=9568:chast-36-teatralnyj-khudozhnik-v-f-ryndin-vstuplenie
 
-М.Захаров Ленком 1983 фрагмент https://youtu.be/6IG5g1_NAy4
(Из воспоминаний о спектакле «В сценографии Олега Шейнциса
нить(времен) была материализована, белая нить самым буквальным образом
встречала зрителей, когда они только входили в фойе и потом вела их в
зал, а в зале вела их внимание на сцену. В фойе театра стояли черные
щиты, на них были наклеены узкой линейкой маленькие фотографии давно
прошедших лет - лица, лица, лица матросов, линия шла от щита к щиту,
щиты поворачивали в зал и дальше от линии фотографий белая лента
уходила на сцену.»)
 
-О Ларисе Рейснер
https://izbrannoe.com/news/lyudi/boginya-revolyutsii-larisa-reysner/
-О Ф.Раскольникове https://www.kommersant.ru/amp/4087572
-А.Блок Интеллигенция и революция
https://bookscafe.net/read/blok_aleksandr-intelligenciya_i_revolyuciya-77474.html#p4
-Архивные материалы народное творчество 1917 г.
https://rg.ru/2018/03/22/rodina-rgacpi.html
- В.Рыжаков беседа о театре и режиссуре https://youtu.be/HFG2OxJjIMY
-А.Волошина как театральный критик
https://phttps://ptj.spb.ru/author/voloshina/tj.spb.ru/author/voloshina/
Сайт с текстами А.Волошиной http://mythos.spb.ru/
-А.Трегубов о художнике в театре https://www.youtube.com/watch?v=OFtY8WXGz_0
Мария Трегубова об Оптимистической трагедии
 
«Это спектакль режиссера Виктора Рыжакова, который он поставил с
замечательными молодыми артистами Александринского театра. В нем много
номеров и этюдов, которые предлагали сами артисты. В каком-то смысле
это коллективное сочинение и очень живая вещь. Мне кажется, что вообще
понятие «живой» для театра — основное. Собственно, сценография состоит
из трех частей. Первая — это такой визуальный театр. Парад
архетипичных образов ХХ века, никак не связанных с самой пьесой: перед
зрителями проходят крокодилы Гены, космонавты, балерины, омоновцы,
американские супергерои, и все это на фоне постоянно меняющихся
огромных декораций, изображающих то Мавзолей, то военный корабль, то
падение Берлинской стены, то салюты, то огромную Мэрилин Монро…
Вторая часть — основная, сам прощальный бал или даже концерт,
абсолютный минимализм. Двадцать матросов и девушка-комиссар теснятся
на небольшой треугольной, оторванной от земли площадочке, напоминающей
нос уходящего корабля, которая вдобавок сильно шатается в зависимости
от их перемещений по ней.
 
И третья — пустота, тишина и чернота, в которой танцуют вальс
прекраснейшая Эра Зиганшина (она играла еще в той самой легендарной
постановке) и Аркадий Волгин. Пустота, наверное, самое красивое, что
может быть на сцене, но чтобы ее сделать, надо иметь на это какое-то
внутреннее право: что-то должно быть до или после, что оправдывает ее
появление.
 
Пустота на сцене, когда нет ничего, открыты стены и пол — это как
обнаженное человеческое тело. Оно совершенно. Но быть голым можно
только при определенных обстоятельствах, так просто не побродишь.
Пустая сцена, особенно историческая, как правило, красива и очень
много несет в себе смыслов, воспоминаний, энергии. А здесь так вообще
старейший и легендарный Александринский театр.»

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.