Вера Назарова. Берегите ваши лица!
1970, 10 февраля - Премьера спектакля "Берегите ваши лица". Фото - Генриетта Перьян
Источник: https://dzen.ru/a/X3MjFi2Jem3JMQTz
Пересказывать спектакли дело неблагодарное. Тем более, спектакли любимовской Таганки. Но от этой постановки не осталось ничего, кроме магнитофонной записи очень плохого качества, сделанной из зала, пары десятков фотографий с предпремьерного показа и премьеры, да немногих отрывочных воспоминаний избранных, видевших это действо своими глазами. Так что это даже и не обзор, не рецензия и не пересказ содержания, а скорее, собрание театральных баек.Поэтический спектакль «Берегите ваши лица» готовился долго. Ещё в 1968 году А. Вознесенский говорил:
«Для театра на Таганке, с которым мы давно дружим, окончил пьесу «Берегите ваши лица». Сейчас с Юрием Петровичем Любимовым, режиссёром удивительной метафоричности, мыдоводим её до постановки».Фактически к репетициям приступили в середине 1969 года и, наконец, вначале следующего года спектакль дошёл до зрителя. Рождался он трудно.Н.Р. Эрдман был прав, говоря, что автор мог бы чуть лучше постаратьсядля театра – пьесы как таковой не было, был просто набор стихов,выстроенных автором в каком-то одному ему ведомом порядке. Поэтомурежиссерское решение было тоже необычным. Придумали новый жанр«открытой репетиции» и составили спектакль из отдельных сцен-чтений,сцен-пантомим, этюдов. В любое время Ю.П. Любимов из зала могвмешаться в действие и попросить: «Давайте это место ещё раз пройдём, поактивнее».
1970 год. 10 февраля. Юрий Любимов и Андрей Вознесенский. На премьере спектакля "Берегите ваши лица". Автор фото Генриетта Мефодьевна Перьян.
(Любимов Ю.П. Рассказы старого трепача ):
На последнем спектакле я раза два остановил эти этюды и говорил сВладимиром — он читал стихотворение Вознесенского, знаменитое довольно, в «Новом мире» оно было напечатано:
Я в кризисе — в бескризиснейшей из систем
Один переживаю кризис.
Но ничего, пять тысяч поэтов Российской Федерации
напишут за меня, они не знают деградации!
И публика очень хлопала и реагировала на этот стих. И Владимир егопрочел так зло и вызывающе. Я говорю:— Володя, подожди, зачем ты так, ну зачем, скажи это более мягко, по-доброму и легко, с иронией. Стоит ли тебе, на кого ты злишься? Возьмивыше, где тебе удобно.И он действительно, читал второй раз по-другому. И публика хлопала.Ну, и дохлопались мы до того, что закрыли все. Это было на последнемпоказе. Действительно, он начал слишком читать резко, с нажимом, и яостановил и сказал: «Не надо», — то есть остановил, действительно желая, чтоб было более интересно и более художественно, что ли. И онизнали, актёры, что я остановлю — мне это ещё было важно, что всё-таки тогда они понимали, что если они или будут делать очень плохо,или начнут уходить не туда в этом набросанном спектакле, то яостановлю. И я предупреждал публику, и поэтому предлагал, что кто нехочет смотреть на такую открытую репетицию, могут пойти и сдатьбилеты в кассу. И один случай был, кто-то сказал:— Очень мне надо ещё какие-то репетиции ваши смотреть! — и ушёл,сдал билет в кассу. Но очень смеялись все, потому что многие людижаждали попасть, и поэтому билет не пропал.
Но слабо верится, что кто-то ушёл. Ведь случайных людей в залепрактически не было. Кинооператор и фотограф Генриетта Перьян, близкознакомая с Андреем Вознесенским и благодаря этому попавшая на Таганкуи долгое время фотографировавшая многие спектакли, вспоминала, что напрогон 28 января и спектакли 7 и 10 февраля к Юрию Любимову пришлився московская интеллигенция и горячие поклонники «Таганки», которыеночь стояли за билетами. А Вознесенский лично выделил ей «кучу билетовна показ предпремьерный, важно было, чтоб пришли умные, свои ипонимающие. Надо было, чтобы понимали, но вели себя так, чтобыпремьера состоялась. Я, конечно, их пригласила». Естественно,приглашались люди проверенные, свои. А ещё люди нужные – журналисты,в том числе иностранные, те люди из «верхов», что могли заступиться вслучае чего, за спектакль, создать нужное «мнение». Посмотрите на эти лица: весь цвет тогдашней творческой интеллигенции,перечень имен внушает и доставляет:
На сцене Ю. Любимов и В. Высоцкий. А. Вознесенский на сцене, но не в кадре. Фото Анатолия Гаранина, или Юрия Королёва. На этой фотографии: Лиля Брик, Элем Климов, Лариса Шепитько, Анастасия Цветаева, Андрей Дементьев, Юлия Друнина, Алексей Арбузов, Зоя Богуславская, Белла Григорьевна - кассир ТнТ, Неля Гурвич - товаровед "Дома книги",, Генриетта Перьян, Галина Щербакова, Муза Васильевна Найдёнова, Надежда Мандельштам. Все лица отмечены, посмотреть можно по ссылке https://vk.com/photo-2618_411727201 Там же комментарий Г. Перьян с ее страницы в ФБ.
Но даже лояльность некоторых чиновников не уберегла спектакль от всевидящего ока. Досталось и Любимову, и Дупаку, и тем чиновникам, что допустили «идеологически вредный» спектакль до публики.
Перечень спектаклей «Берегите ваши лица»:
• 27 января 1970 г. (10:00-15:00). Прогон спектакля для худсовета Театра на Таганке.
• 4 февраля 1970 г. (19:10-21:30). Сдача спектакля Главному Управлению Культуры.
• 7 февраля 1970 г. (12:10-14:40). Спектакль №1.
• 10 февраля 1970 г. (12:20-14:35). Спектакль №2.
• 10 февраля 1970 г. (19:15-21:30). Спектакль №3.
Актёры, занятые в спектакле: Геннадий Байсак, Валерий Беляков, Владимир Высоцкий, Наталья Егельская, Валерий Золотухин, Татьяна Иваненко, Олег Киселев, Юрий Медведев, Елена Озерцова, Зоя Пыльнова, Зинаида Славина, Вениамин Смехов, Юрий Смирнов, Вячеслав Спесивцев, Аида Чернова, Нина Шацкая, Олег Школьников.
Автор песен: «Ноты», «Охота на волков» — Владимир Высоцкий.
Автор пантомим: «Роден», «Рыба», «Вдохновение» — Аида Чернова.
Режиссёры пантомим — Валерий Беляков, Юрий Медведев.
Постановка: Юрий Любимов.
Художник: Энар Стенберг.
Музыкальное оформление: Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий.
Оформлял спектакль «Берегите ваши лица» художник Энар Стенберг. Чудесное в своей простоте и лаконичности решение: на светлом небесном фоне опускались пять чёрных подъёмников, на которых обычно крепятся и перемещаются декорации. Получался нотный стан. На нём в чёрных свитерах и брюках – актёры. Как ноты. Когда они перемещались по линейкам – менялась музыка. В сцене "Ноты" это были В. Высоцкий, В. Золотухин, В. Смехов, З. Славина и Ю. Смирнов. Здесь В. Высоцкий исполнял свою песню "Я изучил все ноты от и до..."
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.