• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Софья Любич. Сказка и жизнь в «Сказке о царе Салтане» Дмитрия Чернякова

группа ББИ1807

Голая авансцена, несколько детских игрушек, две хрупкие фигуры в старой, немного потрепанной одежде приглушенных цветов. Молодая женщина взволнованным голосом обращается в зал: «Вы знаете, я хочу сказать вам что-то очень-очень важное» - с этих слов начинается опера «Сказка о царе Салтане» Дмитрия Чернякова. Уже после этого вступления становится ясно, что перед нами развернётся не просто сказочная история А.С. Пушкина.

Во время пролога мы узнаем, что мать наконец решается рассказать сыну историю своей жизни, однако из-за психологических особенностей юноши поведать о прошлом можно только в единственной хорошо понятной ему форме – в форме сказке. Так на сцене появляются словно сошедшие со страниц детской книги персонажи; их одновременно объемные и плоскостные костюмы, как будто небрежно заштрихованные карандашами самых ярких цветов, создают разительный контраст со скромной одеждой главных героев.

Мы можем видеть, как Салтан выбирает среди трех сестер себе в жены Милитрису (главную героиню) и вскоре уезжает на войну, а молодая Царица нянчит новорожденного сына-богатыря. «Реальный» сын, впоследствии нареченный Гвидоном, неловко перемещается по сцене или сидит, обхватив колени руками как беззащитный ребенок - он явно чувствуют себя некомфортно, в этой истории ему еще нет места.

Юноша не способен предотвратить надвигающуюся катастрофу, и Милитрису вместе с младенцем по несправедливому приказу царя заточают в бочку. После этого мы начинаем смотреть на происходящее глазами мальчика с расстройством аутического спектра. Его выдуманный мир может не на шутку испугать — так происходит, например, в сценах перемещения бочки в море или погони Коршуна за Царевной-Лебедь — а может сразить красотой акварельных пейзажей города Леденца, рассмешить гротескными персонажами, населяющими терем царя Салтана, влюбить в себя чарующими звуками пения Царевны-Лебедь.

Только в этом, нарисованном мастерской рукой художника, мире больной мальчик может превратиться в отважного героя, преодолевающего любые трудности с помощью спасенной им зачарованной красавицы. Но нам не дают забыть, что эта сказка имеет не так много общего с реальностью: когда сложные трехмерные декорации перестают дополняться сказочной графикой, то перед нами снова ползающий на коленях взрослый ребенок, мечтающий о детстве в семье, где царит любовь и гармония, а сказочные персонажи снова становятся простыми игрушками.

Но вот опера идет своим чередом — сказка близится к финалу. Роль прекрасной невесты Царя Гвидона берет на себя приведенная матерью девушка, непутёвый отец приходит просить прощения у выросшего сына — и может показаться, что счастливый финал уже рядом. Но, несмотря на многочисленные параллели сказки с реальным миром, чуда не происходит. Увы, жизнь не всегда походит на сказку. «Группа поддержки» «Царя Салтана» — уже хорошо знакомые нам поданные, рушат хрупкую иллюзию, на которой держится мир юноши. Тот, для кого лишь сказки реальны, становится не способен вынести грубой «плоскостности» и пошлости настоящей жизни.

Преподаватель - Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.