• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Донал Хенахан. Опера: «Лулу» Берга в Лирической опере Чикаго

Специально для New York Times, 10 декабря 1987

Чикаго, 9 декабря 1987 года. – Сочиняя «Лулу», Альбан Берг совершил удивительную попытку примирить порядок и хаос в одной опере, в основу которой легла душераздирающая история о моральном разложении. Написанное с помощью техники двенадцати тонов [1] музыкальное произведение тщательно организовано вплоть до мельчайших постановочных деталей. Большинство постановок этой оперы —некоторые из них были высоко оценены критиками — игнорировали или сглаживали искусно созданную Бергом взаимосвязь музыки и сценического действия. Советский режиссер-эмигрант Юрий Любимов придерживается той же тактики с удвоенной силой, и зачастую блестяще, в постановке «Лулу» в театре Лирической оперы Чикаго. Впервые постановка Любимова увидела свет четыре года назад в Италии.

Идя по следу более ранних режиссерских версий Патриса Шеро и Гёца Фридриха, Любимов представляет «Лулу» в виде серии драматических зарисовок в необрехтовском [2] стиле. Лишь некоторые его идеи совпадают с идеями автора, но на вечернем представлении в этот вторник они оставили зрителей в восторге от незнакомой и известной своей сложностью оперы. Сложно сказать, был ли бы достигнут похожий эффект без использования английских субтитров.

«Лулу» начинается с того, что распорядитель цирка представляет публике обширную коллекцию убийц, насильников, сутенеров, развратных олигархов и других скользких типов, которые как будто сошли прямиком с карикатур Георга Гросса [3]. Следуя недавней традиции, Любимов сажает их за решетку прямо на сцене, образ «животного в клетке» используется на протяжении всей постановки. Также режиссер добавляет в представление свою изюминку: он одевает работников сцены и труппу кабаре в тюремные робы, возможно, чтобы подчеркнуть как криминальную, так и животную натуру демонстрируемых существ. Это режиссерское решение можно назвать несколько тяжеловесным, оно отдаляет зрителя от идеи Берга, что Лулу не является воплощением зла. Это просто беспутная, но неотразимая женщина, сила ее ненасытных сексуальных желаний разрушительна для общества.

Кэтрин Мальфитано, исполнительница главной роли Лулу, отлично справилась с напряженной вокальной партией, сочиненной Бергом, и, хотя в танце ее сложно назвать сильфидой, она убедительно сыграла соблазнительницу. Тем не менее героиня в её исполнении слишком напоминает пародию на вампира. Мальфитано произносит тоном «роковой женщины» леденящие душу, но все же смешные финальные реплики Лулу, когда та прямолинейно заявляет о собственных преступлениях во время полового акта.  В целом большой актерский состав не мог быть лучше. Виктор Браун был прекрасен в роли обезумевшего доктора Шёна, но сыграл неожиданно безобидного Джека-Потрошителя (в постановке соблюдены инструкции Берга о том, чтобы актеры играли по две или три роли). Эндрю Фолди, который прославился в роли загадочного бродяги Шигольха, стал опорой всей постановки. Опытная актриса Эвелин Лир сыграла несчастную графиню Гешвитц c восхитительной утонченностью. Невозможно было упустить из виду Ричарда Коуэна, воплотившего на сцене Укротителя зверей и Акробата,— мускулистого атлета, способного одновременно петь двенадцатитоновую партию и ходить на руках, а также Жака Трассела в роли жалкого червяка Альвы.

Верность тексту не свойственна «Лулу» Любимова. Постановка выдержана в холодных тонах и оформлена в виде строительной площадки, где роль декораций выполняют каркасные балки. Проемы и углы, которые они создают, служат помостом для различных изумительных театральных трюков. Занавес движется вперед и назад, образуя пространство, где Лулу может спрятать круговорот сменяющих друг друга любовников. Решетка, накрывающая оркестровую яму, иногда поднимается для того, чтобы прямо на сцене стать клеткой для Лулу и ее гнусных друзей. Пьеро, мим, выступающий в роли бледного конферансье, как Джоэл Грей в мюзикле «Кабаре». Пьеро периодически берет посмертную маску Альбана Берга и зловеще показывает ее публике. В остальное время она висит на стене и наблюдает за происходящим, возможно, размышляя о режиссерах.

Символизм постановки не предполагает портрета Лулу, перед нами лишь пустой холст. Непонятно зачем армада прожекторов атакует зрителей как в конфронтационном театре 60-х годов [4]. В полном несоответствии замыслу Берга и настроению его оперы, между актами в вестибюле играет рок-группа. Или же мы должны воспринимать рок-музыку как символ социального разложения и преступности?

Композитор не закончил финальный акт «Лулу», и на протяжении многих лет его вдова не позволяла завершить оперу другим композиторам. После её смерти полная версия с тремя актами наконец-то увидела свет благодаря редактуре и оркестровке Фридриха Церха. Театр Лирической Оперы, как и практически каждая современная труппа, использует его версию. К сожалению, Лирическая Опера последовала за нежелательным прецедентом, разрешив поставить концовку, которую Берг не писал: умирающая графиня Гешвитц произносит проклятие (“Verflucht”), а не безмолвно вздыхает перед тем, как падает занавес.

Актерский состав

Лулу, опера в трех действиях, написанная Альбаном Бергом, либретто по мотивам трагедий «Erdgeist» («Дух земли») и «Die Büchse der Pandora» («Ящик Пандоры») писателя Франка Ведекинда; редактура и оркестровка Фридриха Церха; театральная версия Театра Реджио в Турине, Италия. Деннис Рассел Дэвис, дирижёр; постановка Юрия Любимова; художник— Давид Боровский; художник по свету— Дуэйн Шулер. Представлена театром Лирической Оперы Чикаго в Общественном Оперном Доме, Чикаго.

Укротитель Зверей, Акробат— Ричард Коуэн

Альва— Жак Трассел

Доктор Шён, Джек-Потрошитель — Виктор Браун

Лулу — Кэтрин Мальфитано

Пьеро (мим) — Пол Ларсен

Художник, Темнокожий — Майкл Майерс

Профессор медицины, Профессор — Кен Рута

Шигольх — Эндрю Фолди

Принц, Камердинер, Маркиз — Дональд Каш

Гардеробщица, Гимназист, Грум — Хильда Харрис

Директор театра, Банкир — Дональд Адамс

Графиня Гешвитц — Эвелин Лир

Журналист — Джон Хортон Мюррей

Ремесленница — Клара О’Брайен

Мать — Памела Лорент

Ее пятнадцатилетняя дочь — Синтия Лоуренс

Слуга — Генри Руни

Комиссар полиции — Уиллиам Сала

 

Примечания

[1] Додекафония — техника музыкальной композиции, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов», изобретена австрийским композитором Арнольдом Шёнбергом в начале XX века. Суть метода состоит в том, что все 12 тонов октавы используются совершенно равноправно, образуя в своей серии уникальную последовательность звуков.

[2] Согласно необрехтовской теории, зрители должны постоянно помнить, что они смотрят пьесу, а не ассоциировать себя с персонажами.

[3] Георг Эренфрид Гросс — немецкий живописец, график и карикатурист. Главным предметом изображения Гросс избрал жизнь Берлина с ее аморальностью, водоворотом развлечений и пороков.

[4] Постановки, в которых использовались вульгарные, шокирующие и конфронтационные материалы как средство вовлечения и воздействия на зрителя.

 

Перевод с английского языка Евгении Ксенафонтовой, студентки ОП «Мировая Экономика». Руководитель – Серафима Маньковская


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.