• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Софья Майстренко. Бессмертие художника

Просмотренный мною спектакль Эймунтаса Някрошюса «Пиросмани, Пиросмани» поразил меня своей простотой и искренностью. Постановка необычна, режиссер отошел от текста оригинальной пьесы и интерпретировал ее по-своему. Спектакль начинается с кромешной темноты, в которой мы слышим непонятные звуки. Затем, мы видим сцену – дом художника. Обстановка таинственная и, даже сказочная, беспорядок, скромный столик в центре и огромное окно на заднем плане – все это освещает теплый свет, а вокруг все та же темнота.

Главный сценический герой – Пиросмани – представляет собой обобщенный образ художника. Он одинок, замкнут, молчалив, постоянно находится в поисках признания. Об этом признании свидетельствует лишь маленький кусочек газетной заметки, который художник бережно хранит, в течение спектакля он также несколько раз упоминает об этой статье. Пиросмани относится к своему делу, как к обыденности, он появляется на сцене, опираясь на подготовленный подрамник, затем, держа тот же подрамник в одной руке и чемоданчик в другой, снова уходит на натуру. У Пиросмани есть верный друг-сторож, который рядом с художником на протяжении почти всего спектакля.

Окружающий мир противостоит художнику, к нему приходят гости, недовольные тем, как их изобразили, не признающие его творчество. На протяжение всего спектакля нас не покидает ощущение необъяснимой тревоги и печали, наверно из-за того, что мы вместе с главным героем предчувствуем его скорую смерть. Пиросмани погружен в повседневность, его постигают все тяготы жизни, но он им сопротивляется, мечтает о лучшей жизни, о том, чтобы построить дом, поехать в Париж.

Отдельного внимания заслуживает сцена смерти Пиросмани. За художником приходит дама в черном, он видит в ней возлюбленную, но спустя время понимает для чего она пришла. Нико садится на один из стульев, которые совсем недавно расставил в ожидании гостей. Он отчаянно пытается усидеть, но женщина один за одним вырывает из-под него стулья, как бы говоря, что времени больше не осталось. Сторож обнаруживает мертвого друга и горько плачет, поражая своей преданностью. Зрителю хочется плакать вместе с ним. Пиросмани провожают как нищего – увозят на ржавой тележке от весов, увозят в вечность. Последняя сцена подводит итог полной испытаний жизни непризнанного художника. В ходе действия звучат строки бессмертной поэмы Руставели на фоне картин Пиросмани, которые еще раз утверждают бессмертие художника и его искусства.

«Пиросмани, Пиросмани» не оставит равнодушным зрителя, язык спектакля прост и, чтобы понять его, нужно прочувствовать его душой и сердцем.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.