• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Мальков. В каком лесу блуждают гурмыжские и улиты

В спектакле «Лес» Кирилл Серебренников (как и во многих последующих своих работах) занимается «осовремениванием» текста Островского, написанного в 1870 году. Однако режиссерский подход базируется на парадоксе — есть сюжеты, которые при переносе в разные эпохи вовсе не теряют свой смысл, а лишь укрупняют и уплотняют его. Таким образом, любители обвинить Серебренникова в «извращении» классики или переписывании классических текстов на свой лад ошибаются — чем больше режиссер меняет в антураже и сценографии спектакля, тем ближе он подбирается к сути произведения.

В рецензиях на спектакль критики подробно описывают, как Серебренников переносит персонажей пьесы в советский быт эпохи застоя и все события происходят под аккомпанемент песни «Беловежская пуща» (именно в этом месте в 1991 году официально распадется СССР). Режиссер помещает героев то в большую советскую гостиную с хрустальными люстрами, то отправляет еще дальше в 90-е, показывая Восмибратова и Петю как бандитов из фильма «Брат». Таким образом, эпохи постепенно сменяют друг друга, а люди не меняются: гурмыжские прикрывают свою жадность добрыми намерениями, улиты сплетничают и доносят, а аксюши продолжают быть жертвами несправедливого социального устройства.

Отдельного внимания заслуживает героиня Гурмыжской — неудовлетворенная и недоэмансипированная советская вдова — вместе с преобразившимся Алексисом в конце спектакля они выглядят угрожающе. Серебренников пророчески обрисовал тех, кто будет так или иначе руководить Россией в следующие 20 лет — стареющая номенклатура, пережившая СССР, и взращенный ею новый президент — в конце речь Буланова сильно напоминает инаугурацию.

За благородство и душу нараспашку в спектакле отвечает Дмитрий Назаров – Несчастливцев. По логике сюжета он противопоставляется корыстному и коварному окружению Гурмыжской и предпочитает деньгам хорошие и справедливые (на его взгляд) поступки. Однако если мы хотим вывести из него положительный архетип еще одного российского «характера», то нас ждет неудача. Несмотря на благородные мотивы и доброту, Несчастливцев очень топорный, грубый и, откровенно говоря, не очень умный герой. Проводя снова аналогию с героями Балабанова, Несчастливцев как раз подходит на роль справедливого бандита – он «за правду», иногда голыми руками, а иногда и пистолетом.

В общем, Россия Серебренникова еще ждет своего героя, а пока лишь блуждает в Лесу, где периодически загорается надпись «не удавиться ли мне?».

Рецензия Максима Малькова написана в рамках майнора «Театр с нуля» (Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX - XXI вв. НИУ ВШЭ, преподаватель – Елена Леенсон)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.