• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Мальков. Современный Гамлет

Шекспировский Гамлет – персонаж небольшой пьесы, и рассуждать о его характере довольно трудно, учитывая, что информации маловато – мы знаем, что Гамлет вырос в королевской семье (значит, ни в чем не нуждался), влюблен в Офелию (бесперспективно: из-за его статуса «принца» Полоний предостерегает Офелию, чтобы с ним не связывалась) и очень сильно любит своего погибшего отца. А ещё мы знаем, что после появления Призрака и раскрытия тайны убийства Гамлет долгое время ничего не предпринимает, чтобы отомстить дяде, а в конце истории, как и множество героев Шекспира, умирает от яда, завещав своему лучшему другу рассказывать о нем всем вокруг: «Расскажешь правду обо мне непосвященным».

Если внимательно перечитать, что за время действия пьесы говорит Гамлет, можно сделать вывод – он очень любит порассуждать о жизни и периодически задумывается о самоубийстве (удерживает его только наличие самоубийства в списке грехов):

«О, если б ты, моя тугая плоть,

Могла растаять, сгинуть, испариться!

О, если бы предвечный не занес

В грехи самоубийство! Боже! Боже!»

Гамлет задается экзистенциальными вопросами о бытии и всячески избегает того, чтобы начать действовать – исследователи спорят, а «хороший» ли он вообще герой, можно ли считать его благородным, или же он пустой и трусливый человек, вечно ищущий оправдание своему бездействию.

Тем не менее у Гамлета, на мой взгляд, есть одна особенная черта, которую я считаю важной для описания гамлетовского образа – это его ощущение своей исключительности. Например, когда умирает его отец, он вечно упрекает мать в том, что она недостаточно долгогоревала и быстро вышла замуж за его дядю. Интересно, что Шекспир не раскрывает нам внутренних переживаний Королевы подробно, и мы не знаем, что творится у нее в душе. Быть может, после смерти мужа, она поняла, что если она откажется выходить замуж за Клавдия, то поставит под угрозу свою жизнь и жизнь сына (ведь он должен быть наследником престола, и Клавдий в случае отказа мог бы быстро от него избавиться), и этот брак был тяжелым решением для Королевы и переступив через себя, она сделала это ради сына. Но Гамлет об этом не задумывается и даже не пытается поговорить с ней (в пьесе почти нет их разговоров, кажется, мать Гамлет воспринимает исключительно как предательницу). Гамлет даже не допускает мысли, что Королева может страдать не меньше его и забирает себе патент на страдания по отцу – только он любил его по-настоящему и только его горе неутешно.

Еще одна, даже более яркая демонстрация того, что Гамлет ощущает свою исключительность – в самом конце пьесы, во время похорон Офелии. Гамлет видит, что Лаэрт бросается в могилу к сестре с криками отчаяния, чтобы в последний раз заключить ее в объятия. Гамлет не выдерживает: ему невдомек, что страдать из-за смерти Офелии может кто-то еще, он прыгает в могилу из укрытия со словами:

Я любил

Офелию, и сорок тысяч братьев

И вся любовь их – не чета моей.

Скажи, на что ты в честь ее способен?

Сцена довольно странная – Гамлет зачем-то умаляет любовь брата к умершей сестре и дразнит его, спрашивая, на что тот способен ради Офелии (а на что сам Гамлет был способен ради неё – тоже ведь большой вопрос) - смерть девушки становится ареной, где Гамлет снова хочет забрать себе привилегию страдать больше других. Более того, стоит заметить – Гамлет недавно убил отца Лаэрта – Полония, но он не считает, что это слишком серьезная беда (в иерархии смертей он ставит убийство своего отца выше, чем то, что сам совершил – очередная исключительность)

Вернемся к названию эссе – нужно описать, кто же является «современной» версией Гамлета. Я решил сравнить его с одним из персонажей современного кинематографа – героем Ленни Белардо из сериала «Молодой Папа» режиссера Паоло Соррентино. Ленни становится Папой Римским, и мы наблюдаем за его жизнью в Ватикане и интригами папского престола. Но важно другое – Ленни, так же, как и Гамлет, ощущает свою исключительность. В детстве Ленни бросили родители и его воспитывала монахиня (сестра Мэри). И периодически Ленни говорит о своей вселенской боли и страшном роке – иногда может показаться, что он упивается своим горем, хочет, чтобы окружающие не просто сочувствовали ему, но восхищались тем, что он пережил такое страшное происшествие. В одном из эпизодов мы узнаем, что сестра Мэри тоже была брошена в детстве, но она никогда не говорила об этом Ленни, потому что «горе Папы должно быть уникальным». Ленни во всем верит в свою исключительность, и режиссер Соррентино потакает своему герою в этом – иногда Ленни творит что-то похожее на чудеса. (У Шекспира Гамлет тоже единственный может слышать, что говорит Призрак).

Может, у соседа трава и зеленее, но что касается чувств, то все (ну или почти все) считают, что их чувства – самые глубокие и самые сильные. Но одно дело – думать так (а что еще остается ― залезть в сознание или душу к другому человеку мы не можем, а в своих чувствах копаемся постоянно), и совсем иное – выпячивать свою исключительность и тыкать ею в лицо другим. Это, в конце концов, просто дурной тон.

Преподаватель - Елена Леенсон

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.