• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дарья Мартыненко. Чем продиктовано визуальное решение спектакля?

группа БЖУР184, ТС03


Опера «Сказка о царе Салтане» была поставлена в брюссельской La Monnaie в 2019 году. Режиссёр Дмитрий Черняков, один из самых известных современных русских авторов на западе, использовал оперу Римского-Корсакова лишь как отправную точку и создал свою совершенно новую историю. Так, спектакль начинается с придуманного Черняковым пролога: Милитриса решает рассказать сыну, больному аутизмом, «сказку» о том, как она растила его в одиночку, поскольку отец бросил их, а родня лишь строили козни.

В первом акте появляются Ткачиха, Бабариха и Повариха, а чуть позже и царь, одетые в яркие традиционные, словно нарисованные, костюмы. Они будто сошли с книжных иллюстраций Билибина. Милитриса и Гвидон, напротив, предстают перед зрителями в каждодневной современной одежде. Красочные шумные сцены чередуются с серыми и спокойными. Такой контраст проводит границу между персонажами из мира реального и выдуманного.

Гротесковая манера погружает в атмосферу сказки и фантазии не случайно. Все, что мы видим на сцене, на экране и за ним, в необычной трехмерной декорации, похожей на пещеру – отражение сознания князя Гвидона. Слушая рассказ Милитрисы, мальчик начинает представлять себе, как их сажают в бочку, сколоченную прямо вокруг матери с младенцем в руках, и отправляют в море. Он подходит к экрану, начинает вести по нему рукой, как вдруг возникают волны и бушующее море, бочка, плывущая в нем, и смеющиеся сестры. В этой сцене, как и во всех последующих, Милитриса не видит, что происходит на экране, ее взор обращен к сыну. Это ещё раз подтверждает: изображение передает мысли только мальчика.

Когда Гвидон радуется, что сойдёт на берег острова Буян и попадёт за ограду города, его эмоции тут же отображаются на экране. Экран заливается светом, на нем постепенно возникают очертания стен и башен, появляются бояре, которые улыбаются и машут. В это время сам герой прыгает от счастья перед экраном.

С самого начала спектакля, когда на сцене нет ещё никого кроме Милитрисы и Гвидона, и на протяжении большей части оперы на сцене стоят игрушки - яркие символы «Сказки о царе Салтане»: белка, 33 богатыря и Царевна-Лебедь. Это не просто декорации – мальчик постоянно взаимодействует с этими предметами, и зачастую именно они создают фантазии в его голове.

Например, в сцене, когда Гвидон берет в руки фигурку Царевны- Л ебедь и начинает играть с ней, в его голове, а точнее , в нише за экраном, возникает образ фантастической девушки. Это уже не изображение, а оперная исполнительница, напоминающая Царевну- Л ебедь на картине Врубеля. Ее пение в цветных пейзажах острова Буяна - проекция воображения мальчика. Царевна- Л ебедь появляется и в последующих сценах и звучит как его внутренний голос.

Все эти визуальные приемы используются для того, чтобы убедить зрителя: увиденное им на самом деле происходит в голове мальчика-аутиста, общение с которым возможно лишь через мир сказки.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.