Роберт Брюстейн. Брюстейн отвечает на обвинения Любимова в адрес Американского репертуарного театра
The Boston Globe, 10 мая 1987
Я вынужден ответить на безосновательные обвинения Юрия Любимова в адрес Американского репертуарного театра. Критика Любимова становится почти столь же известной, как и режиссура, но его обличительный талант значительно менее точен, чем его театральное мастерство. Вот небольшой список его искажений.
1. Неправда, что “актерский состав [для “Мастера и Маргариты”] все еще не был выбран к первой читке”. Труппа была полностью собрана к приезду режиссера 18-26 марта, актеры были подобраны в соответствии с требованиями Любимова. Единственным человеком, отсутствующим на первой читке, был сам режиссер, который находился дома всю первую неделю репетиций из-за болезни.
2. Неправда, что актеры не были способны играть “Мастера и Маргариту”. Подбор актеров действительно был сложным процессом, поскольку Любимов совершенно не знаком с американскими актерами и в разгар кастинга занимался постановкой оперы в Европе. Кроме постоянной труппы, которая вызвала восхищение Любимова, когда он приехал, в его распоряжении были Элвин Эпштейн, Тони Шэлуб и Ричард Кавано – весьма уважаемые американские артисты.
3. Неправда, что Любимов предоставил АРТу достаточно времени для выполнения своих требований. Если и был какой-то “просчет в планировании”, то это было связано с тем, что Любимов не выполнил условие своего контракта и не пришел в АРТ в сентябре для обсуждения декораций и подбора актеров. Наша первая встреча состоялась 12 января, примерно за два месяца до первой репетиции (неполный комплект декораций был доставлен только 4 февраля). Тогда же, в январе Любимов удивил нас новостью о том, что помещение для репетиций Лоэб [1] не соответствует его требованиям, поскольку он хотел репетировать с первого дня уже на готовой сцене. Как было четко указано в подписанном Любимовым контракте от 25 июня 1986 года, наша сцена должна быть предоставлена ему для репетиций не позднее, чем за 11 дней до ее открытия. Поэтому нам пришлось в срочном порядке искать другое большое помещение, где можно было бы разместить сложную конструкцию декораций, последние детали которой Любимов утвердил только после своего возвращения из Европы за два дня до репетиций.
4. Любимов был недоволен площадкой для репетиций, которую мы нашли. Когда мы предложили найти другую за две недели, необходимые для безопасной установки огромной декорации (в Москве она упала и покалечила двух актеров), он отказался продолжать репетиции. Мы полюбовно согласились перенести, а не отменять спектакль, отложив объявление об этом до тех пор, пока не нашли замену – постановку Андрея Шербана “Добрый человек из Сезуана” [2] Брехта.
5. Любимов обвинил наш технический отдел в некомпетентности и сказал, что у нас нет “профессиональной команды”. Этот же отдел заслужил высокую оценку таких требовательных режиссеров, как Роберт Уилсон, Джоэнн Акалайтис, Андрей Шербан, Ричард Форман, Джонатан Миллер и бесчисленного множества других профессионалов, которые прекрасно сработались с нашей труппой. Этот коллектив создал декорации для “Гражданских войн”, “Алкесты”, “Балкона”, “Конца игры” и многих других масштабных постановок, получив всемирную известность за свое техническое мастерство.
6. С момента своего приезда в Кембридж в январе Любимов выдвигал постоянно растущие требования в отношении “Мастера и Маргариты”. Из уважения к режиссеру каждый сотрудник АРТа трудился день и ночь, чтобы удовлетворить их. Мы удвоили численность наших работников; мы организовали два новых перевода пьесы; мы соорудили не один, а два громоздких и дорогих комплекта декораций; мы наняли ассистента со стороны специально для помощи режиссеру; мы вдвое удлинили репетиционный период; мы три раза арендовывали квартиры для Любимова, пока не нашли ту, что ему понравилась, и даже удовлетворили просьбу устроить его сына в элитную частную школу. Мы делали все, что в наших силах, чтобы обеспечить ему комфортные условия, за исключением того, что не отложили постановку на две недели, как он требовал, поскольку это затормозило бы работу над другими нашими спектаклями и лишило бы тысяч зрителей. Каковы бы ни были причины, по которым он нарушил контракт на постановку "Мастера и Маргариты" в АРТе, мы не ожидали, что будем вознаграждены за свои усилия безосновательными публичными обвинениями.
Примечания
[1] Loeb Drama Center открылся в Гарвардском университете в 1960 году и является главной сценой Американского репертуарного театра. Центр назван в честь Джона Л. Лоэба (1902-1996) – инвестиционного банкира и филантропа, пожертвовавшего Гарвардскому университету 70,5 миллионов долларов; его имя носят университетская библиотека, драматический центр и многочисленные стипендиальные программы Гарварда.
[2] В оригинале статьи “The Good Woman of Setzuan” (в русской традиции название пьесы переводится «Добрый человек из Сезуана») – пьеса немецкого драматурга Бертольда Брехта, написанная в 1941 году.
Перевод с английского языка Марии Литвиновой, студентки ОП «Филология» НИУ ВШЭ. Руководитель — Серафима Маньковская
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.