• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ксения Медведева. «Царь Эдип» на все времена

Не думаю, что спектакль Римаса Туминаса можно назвать просто очередной постановкой трагедии Софокла «Царь Эдип». Постановщик словно следует словам древнегреческого драматурга: «Режиссер, выводи на сцену нового «Эдипа»». И дело не в «осовременивании» истории. Сюжет и диалоги не изменены. Речи и жесты все так же высоки и пафосны.

Но ощущения от происходящего на сцене особые.

Начало. На сцену выходят люди, одетые в черное. Черные костюмы-тройки, шляпы и плащи — так выглядела одежда времен Софокла? Кажется, что эти люди — зрители, рассаживающиеся по местам, которые вместе с нами (настоящими зрителями) будут наблюдать за древнегреческой трагедией (будто прием «рассказа в рассказе», только в театральной постановке). Но нет. На сцену выходит Эдип, и люди снимают шляпы перед ним. Мы понимаем, что они [люди] вовсе не зрители. Они — жители Фив, и они обращаются к правителю за помощью. К древнегреческому царю Эдипу, одетому в белый современный костюм. А позади него «танцует» воин с копьем, похожий на настоящего героя Древней Греции, облаченного в доспехи.

Почему такие костюмы? Причем здесь Древняя Греция? Кажется, что режиссер пытается запутать зрителя. Но, видимо, цель Туминаса иная. Он, смешивая стили и эпохи, пытается создать вневременную историю царя Эдипа; она покажет, что тема актуальна и во времена античности, и в эпоху метамодернизма.

Костюмы в постановке действительно интересно разглядывать. Художник использует два основных цвета: белый (царская семья: Эдип, его мать-жена и дочери) и черный (народ). И лишь один Креонт ходить в алой тоге, которую он позже меняет на черную накидку, пытаясь найти защиту у народа.

Туминас сохраняет важную и неотъемлемую деталь греческого театра и вводит в современную русскую постановку непривычный зрителям элемент — хор. Хор — это народ. И народ — это хор, единственно, кто «говорит» в спектакле на греческом. И кажется, что именно за хором (народом) и идет действие. Возможно, какой-нибудь единственный зритель в зале поймет их пение дословно. Но смысл точно ощутят все: он тревожный, иногда суетливый и гнетущий, заставляющий почувствовать предстоящие несчастья.

Сценография лаконична, в духе современных трендов на минимализм. Впрочем, в античном театре тоже практически не было декораций. Но от этого сцена нисколько не выглядит одинокой; она и не пуста: огромный железный вал занимает практически всю ее ширину. Его смысл ясен с первых минут. Это — метафора судьбы, под скоростью и тяжестью которой все кардинально меняется, рушится жизнь героев.

Да и не только героев. В конце спектакля вал становится «тяжелым» и для зрителей –катится на них, будто намекает, что под ним никто не устоит.

Преподаватель – Татьяна Круковская


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.