• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юрий Любимов - в память о мастере

Radio Sweden Russian. 10 октября 2014 г.

https://sverigesradio.se/artikel/5984094

  

В Москве, 5 октября, в возрасте 97 лет, умер легендарный режиссер и актер, основатель театра на Таганке, Юрий Петрович Любимов. После высылки из СССР в 1984 году судьба приводила его и в Швецию, где он на сцене Королевского драматического театра "Драматен" поставил два спектакля.

Так рассказывал Юрий Любимов в ходе одной из встреч в Стокгольме, о предыстории своей высылки на запад из Советского союза, в связи с гастролями в Швеции спектакля театра на Таганке "Борис Годунов", шедшего тогда в помещении стокгольмской Народной оперы.

"Умер Брежнев, вступил Андропов. Они вообще не знали что делать, а тут, вдруг, нужно Бориса Годунова принимать. И уже дошло до того, что они говорят - на что Вы намекаете? Я говорю - ни на что не намекаю, а на что Вы намекаете? Они говорят - ну Вы понимаете ситуацию? Я говорю – я не понимаю ситуацию. Ну что Вы дурака валяете? Что, мол, умер Брежнев? Я говорю, значит что получается, что Брежнев это Борис Годунов, да? А Андропов, я говорю, кто? Они так, с перепугу: вот поэтому мы и закрываем. А я - а что, Ярузельский ведет свои войска на Москву? После этого они сказали - прекратите свои глупые шутки, и вскоре сослали меня как Гамлета, в Англию".

Как раз в это время, это конец, 1987 года, Любимов готовился и к постановке в Королевском драматическом театре Стокгольма спектакля "Мастер и Маргарита" по Булгакову.

Вот как вспоминает о своих встречах с режиссером, один из постоянных художников театра, Ян Люндберг, создавшей для спектакля декорации и костюмы:

"Меня пригласил на эту работу бывший тогда шефом "Драматена" Ларс Лёфгрен, тогда у него уже была договорённость с Юрием Любимовым о постановке "Мастера и Маргариты" после того как, он поставил в нашем театре, в 1986 году "Пир во время чумы". Спектакль пользовался большим успехом, и театру понравилось с Любимовым работать. Они с Лёфгреном поддерживали регулярные контакты и обсуждали возможность для еще одной постановки, и тогда выбора пал на "Мастера и Маргариту", спектакль который он ранее ставил на Таганке, знаменитый спектакль для которого сам Любимов переработал роман".

"Мы впервые встретились с Юрием Любимовым в Берлине, после чего я поехал в Москву, для того чтобы посетить театр на Таганке, самого Юрия тогда в Москве,впрочем, не было. Там я изучал среду, где роман Булгакова разворачивается, среди прочего клуб литераторов, сам театр на Таганке, другие характерные московские места. Были в доме Булгакова, где он прожил последние годы".

"Любимов очень четко знал, какой он хочет видеть сценографию в спектакле, то есть я получил большую свободу, в том, что касалось костюмов. Но декорация, была в большей степени, той же, что и в спектакле на Таганке, лишь немного иной по форме. То есть, он использовал тот же прием, с почти полностью обнаженной сценой, как на Таганке, где на заднем плане была выстроена большая деревянная конструкция, напоминающая крест. И это решение было перенесено в "Драматен".

Несмотря на такую предопределенность замысла спектакля, существовавшую у Юрия Любимова, сценограф и костюмер Ян Люндберг вспоминает, что обсуждать и дискутировать различные решения с режиссером удавалось легко и прекрасно. "Могу сказать, что он очень внимательно относился к выбору, в первую очередь, цветов. К деталям. Например, на сцене была большая золотая рама, в которой сидел Понтус Пилат и он точно знал, как она должна выглядеть. Точно также он знал, как должны выглядеть различные детали реквизита, от бутылок до подсвечников".

При этом Ян Люндберг не считает, что Любимов каким-то образом ограничивал его творческие проявления, при том, что и у него самого уже были некоторые наработки по этой теме, так как и он сам ранее уже участвовал в одной из постановок "Мастера" на сцене того же театра.

"Любимов был необычайно динамичный человек, очень мощный во всех проявлениях. Он очень интенсивно работал с актерами. При этом четко знал, как должен действовать, как выглядеть каждый персонаж пьесы".

Но актерам было с ним удобно, комфортно работать?

"И да, и нет, конечно, возникали разногласия. Он ведь был известен как диктатор по стилю работы, "демонический режиссер". Но он при этом делал все это чрезвычайно интеллигентно, мягко и тонко. Но тут еще играло свою роль то, что вся работа шла через переводчика, и некоторые нюансы, увы, пропадали".

Вот так вспоминал о замечательном мастере, Юрии Петровиче Любимове, художник Ян Лундберг, который работал с режиссером в ходе постановке спектакля "Мастер и Маргарита" в 1988 году.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.