• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Витторио Мимми. (VITTORIO MIMMI). Любимов выдержал сопротивление тех, кто освистал его «Риголетто»

La Repubblica. 6 maggio 1984 

VITTORIO MIMMI.  AL MAGGIO LJUBIMOV CONTESTATO TANTI FISCHI PER IL RIGOLETTO

E' cominciata tra applausi e fischi la 47 edizione del Maggio musicale fiorentino. Una parte del pubblico, accorso in massa alla prima del Rigoletto, non ha gradito questa edizione del regista russo Ljubimov. Come aveva previsto il direttore artistico Luciano Berio, gli spettatori si sono divisi in due fazioni: Guelfi e Ghibellini. C' era chi gradiva e chi protestava. I fischi sono cominciati quando è entrato in scena George Tichy, Rigoletto. Nel primo quadro Rigoletto sbeffeggia Ceprano mentre il cavaliere Marullo rivela in segreto agli altri cortigiani che il gobbo ha un' amante. E' a questo punto che dalle balconate hanno iniziato a gridare: "voce, voce". Applausi e fischi, quindi alla fine del primo quadro. Rigoletto ha potuto riprendere solo dopo che qualcuno ha urlato: "Almeno noi portiamo rispetto a Verdi". E giù applausi. Molta gente chiedeva a gran voce il silenzio ed il rispetto dell' opera e Rigoletto è potuto andare Avanti Soltanto applausi e approvazioni quando invece è entrata in scena la Gruberova. Per Jury Ljubimov questa contestazione non è stata che l' ultima di una serie che ha contrassegnato tutta la preparazione del Rigoletto. Durante le prove infatti avevano abbandonato il regista russo il direttore dell' orchestra, Bruno
Bar oletti ed il baritono Piero Cappuccilli. E proprio il forfait dato da Cappuccilli e Bartoletti aveva scatenato una settimana fa le polemiche. Bartoletti era stato anche piuttosto duro nei confronti di Ljubimov: "E' un presuntuoso - aveva dichiarato - ad un artista come Cappuccilli non si può imporre di vestirsi da Charlot. E' il cantante il protagonista non il regista» Ljubimov aveva replicato accusando il cantante di assenteismo. Veniva data per certa anche l' assenza di Rita Gruberova ma il soprano, dopo essere scoppiata in lacrime alla vista dell' allestimento, era rimasto. Probabilmente convinta da Luciano Berio. Il tourbillon di nomi comunque era proseguito fino a giovedì. Piero Cappuccilli, infatti, era stato sostituito da Toni  Salvadori. Ma anche quest' ultimo era improvvisamente scomparso alla  vigilia della prima per far posto a George Tichy indicato dalla Gruberova come il migliore Rigoletto ma. Alla fine del Rigoletto una bordata di fischi ha salutato il regista Lyubimov che ha risposto al
pubblico mimando una serie di gesti osceni. E' stato un momento da osteria durante il quale il regista russo ha invitato qualcuno tra gli spettatori ad andare da lui. Evidentemente con l' intenzione di finire la serata a botte.

https://ricerca.repubblica.it/repubblica/archivio/repubblica/1984/05/06/al-maggio-ljubimov-contestato-tanti-fischi-per.html



«Республика» (La Repubblica). 6 мая 1984 

Сорок седьмой Майский флорентийский музыкальный  фестиваль  начался со свиста и аплодисментов. Часть публики, устремившейся  на «Риголетто», не приняла прочтение оперы, предложенное русским режиссером Любимовым. Как это и предвидел художественный руководитель фестиваля Лучано Берио (Luciano Berio), зрители разделились на два лагеря: «гвельфов и гиббелинов».  Одни восхищались, другие негодовали. Свист начался, когда на сцене появился Георг Тихи (George Tichy), Риголетто. С первой же картины, в которой Риголетто издевается над графом Чепрано, а кавалер Марулло распускает при дворе сплетню, что у горбуна есть любовница, с балконов раздались выкрики: «Громче, громче». Аплодисменты и свист продолжались до конца первой картины. Риголетто смог продолжить пение только после того, как кто-то выкрикнул: «Проявим хотя бы уважение к Верди». И тогда раздались аплодисменты. Многочисленные голоса потребовали тишины и  уважения к постановке и к Риголетто. Вновь аплодисменты и овации зазвучали, когда на сцене появилась Груберова (Gruberova). Для Юрия Любимова такое неоднозначное восприятие «Риголетто»  оказалось  не первым неприятным моментом, связанным с постановкой «Риголетто».  Во время репетиций русского режиссера  покинули  дирижер Бруно Бартолетти и баритон Пьеро Капучилли. Этот разрыв с  Капучилли и Бартолетти  еще неделю назад сопровождала  яростная  полемика. Бартолетти  жестко заявил, что Любимов -  «самоуверенный человек» и, что « для такого артиста, как  Капучилли, не приемлем имидж Шарло (Чарли Чаплина).  Он певец и главный персонаж». Любимов парировал, указав  на прогулы певца. Вызывало сомнение и участие в спектакле Губеровой, но сопрано, проплакав над  декорациями постановки, осталась. По-видимому, благодаря вмешательству Лучано Берио. Неопределенность с исполнителями продолжалась вплоть до четверга. Пьеро Капучилли был заменен на Тони Сальвадори (Toni Salvadori). Но вдруг и он внезапно исчез накануне премьеры, освободив место для Джорджа Тичи, которого Груберова назвала лучшим Риголетто. В конце оперы был освистан и Любимов, который ответил на это рядом неприличных жестов. Но был момент и вполне дружественный, когда русский режиссер пригласил кого-то из зрителей пообщаться с ним, вероятно, намереваясь так закончить противостояние этого вечера.

Лучано Берио ( Luciano Berio )   (1925-2003) – итальянский композитор, дирижер и педагог. Принадлежит наряду с Булезом, Штокхаузом к крупнейшим композиторам-авангардистам послевоенного поколения. В 1987 году основал во Флоренции Tempo Reale — центр, похожий на IRCAM (Институт исследования и координации акустики и музыки в Париже). С 1984 года художественный руководитель Майского музыкального фестиваля во Флоренции.

Георг Тихи ( George Tichy ) (род.1944) - оперный певец (баритон) из  Австрии,

Эдита Груберова ( Edita  Gruberová) (род.1946) – словацкая оперная певица, одно из известнейших колоратурных сопрано второй половины ХХ века. В 1981 г. снялась вместе с Лучано Паваротти в фильме Ж.-П. Поннеля «Риголетто».

Антонио Сальвадори (Toni Salvadori) (1949 — 2006) — итальянский оперный певец, баритон.

«Любимов и с певцами работал не как с исполнителями арий, а как с драматическими артистами. Иногда это вызывало сопротивление оперных артистов. Во Флоренции, в театре Коммунале, Любимов поставил «Риголетто» Д. Верди (1984). Здесь возникли проблемы с оперными певцами. Пьеро Каппуччилли не понравились декорации к опере, и он отказался от исполнения партии Риголетто, когда спектакль был уже почти сделан. Эдита Груберова исполняла партию Джильды – она должна была петь арию “Caro nome...” («Сердце радости полно…») и при этом качаться на пролетающих по сцене качелях. Певица категорически отказывалась это делать – большого труда стоило убедить ее согласиться. Зато после спектакля в прессе писали: «Качаясь на своих качелях, Груберова стала лучшей в мире Джильдой». Любимову же эта победа далась нелегко: «…теперь целый год буду отдыхать от опер, заниматься прозой, как здесь говорят, то есть ставить спектакли», — записал он 24 апреля 1984 года, во Флоренции» (http://fondlubimova.com/o-yurii-lyubimove/biografiya-yuriya-lyubimova/ )

«Имя Бартолетти связано с одним художественным скандалом, о котором писала западная пресса тех лет, сообщая, что дирижер и знаменитый баритон Пьеро Каппуччилли отказались участвовать в авангардной постановке «Риголетто» во флорентийском театре Комунале в мае 1984 года, где режиссер спектакля Юрий Любимов расположил на сцене манекены Гитлера, Сталина, Муссолини, Мао Дзедуна. В качестве протеста Бартолетти инициировал альтернативное концертное исполнение оперы в Пистойе под Флоренцией, которое по меткому замечанию знаменитого музыковеда и педагога Родольфо Челетти стали называть Controrigoletto». (http://operanews.ru/13061601.html)

См. также «Яго с добрым и честным лицом»: Интервью Сергея Лейферкуса // «Вести недели». 9 сентября 2005 года  https://aire.opera.ee/uploads/documents/512dc2a5349d3.pdf


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.