• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

М.М. «Он был талантом из народа»: Деятели культуры вспоминают Николая Губенко

«Театрал», 17 августа 1920

Сегодня, 17 августа, должно было бы исполниться 79 лет Николаю Губенко, но накануне дня рождения актера не стало. В этот день о нем вспоминают и те, кто знал его лично, и те, кто запомнил его по фильмам и ролям в театре.

Весной в Театре «Содружество актеров Таганки», которым руководил Николай Губенко должна была состоятся премьера спектакля по пьесе Брехта ««Карьера Артуро Уи, которой могло не быть». Ставит спектакль немецкий режиссер Зигфрид Кюн, с которым Николая Губенко связывала студенческая дружба и успешная постановка этой пьесы в середине шестидесятых годов. Из-за карантина премьеру перенесли на осень и, к сожалению, Николай Николаевич не дожил до воплощения этого своего замысла… «Идея новой постановки спустя много лет возникла у Николая Губенко, - рассказал «Театралу»  Зигфрид Кюн . -  Дело было так: однажды у меня раздался телефонный звонок и на том конце провода был Николай Николаевич. Я больше пятидесяти лет его не слышал! Это был вызов как будто из какого-то другого мира. Губенко сказал: «Зигфрид, не хочешь ли ты еще раз поставить «Карьеру Артура Уи»? Если ты готов - я тебя приглашаю!» Конечно, я ни секунды дне размышлял, и сразу согласился… Наша дружба с Николаем Николаевичем сохранилась по каким-то иррациональным причинам. И хотя мы столько лет не общались, я о нем всегда думал и следил за его карьерой и творчеством. И он мне сказал то же самое. Когда мы встретились, мы сразу почувствовали ту необъяснимую невидимую связь, словно этих пятидесяти лет и не было».

«Не дожив день до своего 79-летия, умер Николай Губенко - актер, режиссер, политик, - написал на свей странице в facebook кинокритик  Леонид Павлючик . - А еще - подранок, дитя войны. Он родился в 1941 году, на войне погибли его отец и мать, воспитывался в детдоме - этот трагический опыт нашел отражение в его пронзительном фильме «Подранки». 
До развала СССР Губенко был среди тех, кто боролся с косностью советской системы. Снимался у Хуциева в фильме «Мне 20 лет», играл в театре на Таганке, выступал против цензуры, боролся за возвращение Любимова из эмиграции. Харизматичная личность, человек многогранных дарований, он писал сценарии и снимал фильмы, ставил спектакли, успел даже побывать последним министром культуры СССР. Кстати, сделал немало хорошего на этом посту… Поставленные им фильмы «Подранки», «Пришел солдат с фронта», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», лучшие из сыгранных им ролей будут жить на экране и в нашей душе», - отметил он.

«Умер Коля Губенко, - пишет  историк театра  Римма Кречетова . -  Особенный человек того особенного времени. Для Таганки - один из основных её «кирпичей», (это если на том, таганском, жаргоне).
Удивительный, редкий актёр, одновременно мощный и мягкий. Была в его игре грубая правда и тонкая музыкальность. И как-то они существовали удивительно вместе. Вне контраста.
И кинорежиссёр был он талантливейший. Жаль, что театр у кино его отнял. А ещё важно сказать обязательно, что был он сильняй, независимый человек, отстаивавший свою правду, вернее, свое понимание высшей справедливости. В театре это, пожалуй, сложнее, чем просто в жизни. Трагический конфликт с Любимовым, разорвавший Таганку, - это его «не могу молчать»... Теперь они оба Там, вне юрисдикции лукавого земного суда. Коля, если случится, передай привет Давиду Боровскому. Вот уж он-то тебя понимал и любил... Светлая память»  

«Он появился у Марлена Хуциева в «Заставе Ильича» – и связался в зрительском сознании с атмосферой и запахом оттепели, - написал о Губенко на своей странице в соцсети киновед  Андрей Плахов . -  У него была органика социального героя, но этот герой все меньше востребовался временем. И когда Губенко заменил погибшего на съемках фильма «Директор» Евгения Урбанского и сыграл вместо него, это не стало открытием: эпоха таких героев и таких актеров ушла.
Тогда, не бросая актерства, он пришел в режиссуру – и снял несколько фильмов со своей интонацией и стилем: «Пришел солдат с фронта», «Из жизни отдыхающих», и прежде всего – «Подранки». Это было кино о нем самом, родившемся в Одессе во время бомбежки, потерявшем родителей на войне (отец погиб в бою, мать была повешена немецкими оккупантами), воспитанном в детдоме и в суворовском училище. Он был талантом из народа, в нем чувствовались боль и надлом, в искусстве он не был конъюнктурщиком. И он же впитал присущие народу иллюзии, заблуждения и предрассудки».  

Тележурналист  Борис Берман  о Губенко: «Уже сказано много слов о его противоречивом жизненном пути. Детали этих «противоречий» уйдут со временем, сгинут. Останутся его фильмы, его роли.
С «Подранками» связано одно из самых сильных моих зрительских впечатлений.
Это было сорок четыре года назад. В Доме кино на премьере «Подранков» был невероятный аншлаг и, как всегда в таких случаях, для тех, кто не попал в Большой зал (где на сцену выходили участники съемочной группы), открыли Белый зал. Туда я и попал. Поскольку съемочной группы там, разумеется, не было, просмотр в Белом зале начался раньше просмотра в Большом.
Фильм меня потряс.
И я не захотел с ним расставаться. Я физически ощутил, что мне вновь надо увидеть коду «Подранков»: когда Губенко за кадром читает стихи Шпаликова.
Стихи, бьющие наповал своей гениальной простотой. Я помчался к двери, ведущей к фойе Большого зала, взбежал по одной из лестниц - и успел к финалу. В великой тишине я вновь услышал голос Губенко. Только он, мне кажется, мог  т а к прочитать стихи Шпаликова.
Это были строчки и про мою жизнь, про моих папу и маму.
В такие минуты мы вместе».


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.