• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Джонатан Напак. «Преступление и наказание» (Jonathan Napack. «Преступление и наказание»)

The Heights, 2 февраля 1987 года

К 1984 году московский Театр на Таганке под руководством главного режиссера Юрия Любимова завоевал одну из самых громких репутаций вмировом театре. В том же году Любимова лишили гражданства и выслали из СССР. После двух лет работы в западной Европе Любимов приехал с театромв Америку, сперва со своей постановкой «Преступление и наказание» по роману Достоевского в театр «Арена Стейдж» в Вашингтоне, округ Колумбия. Это было одно из самых необычных театральных представлений, когда-либо показанных по эту сторону Атлантики.

Юрий Любимов родился в Ярославле в 1917 году и собирался учиться на инженера-электрика, однако с успехом сдал вступительные экзамены во Вторую студию МХАТ. В 1936 году он стал студентом училища при Театре им. Е. Вахтангова. После 1941 года началась успешная карьера Любимова на сцене и в кино, но он не был удовлетворен своим положением. В 1962 году, будучи преподавателем Театрального училища имени Щукина, Любимов поставил спектакль по пьесе Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана», вызвавший огромный резонанс в обществе. В итоге Любимову предложили возглавить умирающий Московский театр драмы и комедии на Таганской площади, который он превратил в самую самобытную труппу в Советском Союзе, а также первую со времен Мейерхольда и Тихонова, получившую международное признание.

Любимов разобрал сцену до основания, упиваясь ее устройством. Благодаря переработкам классических сюжетов он создал синтетический театр, в котором полностью воплотились в жизнь все его идеи, связанные с чрезвычайно сложным освещением и музыкой. 

«Преступление и наказание» Любимова — бурлящий коктейль образов, взятых из романа Достоевского, мощный поток театральной мысли, поражающий воображение своим неистощимым творчеством. Первая же сцена захватывает зрителя волной образов. Нищие петербуржцы, тускло освещенные сверху фонарями, стоят вдоль стены и выкрикивают новости о недавно убитой процентщице. Один из них яростно размахивает топором. Неистово играет тревожная, хаотичная музыка.Раскольников появляется драматично: он держит в руке прожектор, вызывающе направляя его в публику. Он скандирует свой монолог про Наполеона в манере Геббельса: «Миллион солдат погибли… были раздавлены, словно насекомые… чтобы стать Наполеоном, нужно иметь желание им стать!» (Любимов поделился в интервью, что советский зритель воспринимал образ Наполеона как аллегорию на Сталина).

Лейтмотивом спектакля можно назвать «простую арифметику»: Раскольников оправдывает зло, если оно приводит к сотне добрых дел. Постановка Любимова является решительным призывом идти против этой моральной арифметики. В то же время можно услышать отчаянную мольбу осострадании в мире, где оно, кажется, исчезло. В череде страстных речей Разумихин осуждает тех, кто презирает человеческую природу и создает преисподнюю из рая. Лебезятников, молодой прогрессист, добавляет комический оттенок к этому диалогу, постоянно агитируя за новейшую политическую пропаганду, которая имеет свой горький привкус; «Долой благотворительность! Я всегда был против частной благотворительности. Она не вносит радикальных изменений и «подмасливает» население,откладывая приближение революции. Мы все знаем, что единственные изменения — радикальные!».

В оригинале на русском языке название романа означает скорее «Преступление и возмездие», чем «…наказание», ведь Достоевский хотел показать, что кара — естественное последствие преступления. Искупление
недостижимо без страданий. Христианские образы наполняют произведение Достоевского и постановку Любимова (оба были глубоко верующими православными). Во время лихорадочного сна-воспоминания об убийстве удар топора Раскольникова приходится на дверь, кровь омывает ее, оставляя очертания креста. Это является ключевым моментом. Только с помощью Сони, через ощущение своей полной ничтожности и порочности, Раскольников вновь смог открыть для себя Творца.

Но даже при условии искупления и обретения благодати нельзя допускать забвения, чтобы содеянное не повторилось вновь. Напоминая намо постоянной необходимости побеждать зло, актеры в финальной сцене зажигают свечи, и Раскольников зачитывает зрителю:  

«Раскольников был прав. Жаль, что его поймали»
— Сочинение, написанное советским школьником.

Возможно, единственной проблемой в этой практически безупречной постановке является игра актеров. Актеры театра «Арена Стейдж» хороши, но они слишком зациклены на игре по системе Станиславского, чтобы соответствовать экспрессионистским приемам, которых требует от них подход Любимова. Заметным исключением является Рэндл Мелл, который прекрасен в роли Раскольникова. Порфирий Петрович в исполнении Ричарда Бауэра тоже необыкновенный, как и Хелен Кэри в роли Катерины Ивановны.

Мощное музыкальное сопровождение было написано Эдисоном Денисовым, а сцена оформлена Давидом Боровским. «Преступление инаказание» — поистине неординарная постановка.

В 1977 году Любимов поставил собственную адаптацию «Мастера и Маргариты» Булгакова в Театре на Таганке. Она считается вершиной его карьеры. В мае Любимов приезжает в Американский репертуарный театр в Кембридже, чтобы воссоздать эту постановку. Было бы настоящим преступлением пропустить это событие.

Перевод с английского языка Ксенафонтовой Евгении, студентки ОП «Мировая Экономика». Руководитель – Серафима Маньковская

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.