Организации, инстанции и лица: К истории спектакля Театра на Таганке, посвященного Владимиру Высоцкому
Независимая газета, 27.01.98 г.
«В интервью 1984 года Юрий Любимов вспоминал:
«Редактор «Правды» кричал на меня по телефону:
- Все вы антисоветчики!… А этот, спившийся подонок… Ну имел какой-то талантишко, да и тот пропил!… Подумаешь, несколько песенок сочинил...»
«5 ноября 1981 г.
Товарищу
Леониду Ильичу Брежневу
Глубокоуважаемый Леонид Ильич!
В одну из самых тяжких минут моей творческой жизни я обратился к Вам за помощью и получил ее. <...>
Сегодня я вновь вынужден обратиться к Вам, дорогой Леонид Ильич, так как вокруг театра и меня, его главного режиссера, нагнетается чрезвычайно нервозная атмосфера, по сути дела речь идет о дальнейшей судьбе театра.
Поводом для новых нападок и преследований на этот раз избран спектакль, посвященный Владимиру Высоцкому. Я слышал, что и Вы, Леонид Ильич, знаете и любите творчество безвременно умершего В. Высоцкого. Для нас же, в Театре на Таганке, спектакль о Владимире был не только данью памяти народного поэта, нелегкая судьба и стихи которого отразили многоие драматические этапы истории нашего общества, заслужившего огромную популярность и любовь советских людей.
Мы этой постановкой хотели выполнить свой человеческий долг перед нашим товарищем, артистом, который всю сознательную жизнь самозабвенно проработал в театре на Таганке.
Так понимали свою задачу весь коллектив театра и я.
Не нам судить, насколько удался спектакль, могу сказать только, что образ поэта вдохновлял и актеров и меня. Десятки наших прославленных деятелей культуры и науки, известные писатели и поэты, которым довелось увидеть спектакль на рабочих просмотрах и в день годовщины смерти поэта, дали очень высокую оценку постановке. Особенно подчеркивают при этом гражданский патриотический пафос, ее нравственное и воспитательное значение <...>
Однако позиция работников органов культуры в отношении и творчества В. Высоцкого, и спектакля о нем оказалась чудовищно предвзятой, чтоб не сказать враждебной. Без всяких объяснений нам запретили постановку спектакля в годовщину смерти. Мне объявили сперва выговор, с «дальнейшими административными выводами».
На неоднократные просьбы театра к руководящим работникам прийти и откровенно изложить свои замечания и претензии мы наконец получили невразумительный ответ на несколько страничках, смысл которого сводится к попытке перечеркнуть весь спектакль. Причем его авторы даже не удосужились подписать это послание.
Такое высокомерно - пренебрежительное отношение к многомесячному труду целого коллектива со стороны некоторых работников органов культуры я расцениваю как самое неприкрытое проявление волюнтаризма, исходящее от некомпетентных людей.
Ведь из 70 страниц текста композиции безымянные авторы оставили «в живых» только 7!
Мое обращение к секретарю ЦК КПСС тов. Зимянину М. В. в надежде на объективный разбор «дела» закончилось огульными и оскорбительными обвинениями в адрес В. Высоцкого и театра вплоть до антисоветчины.
Все это решительно не понятно с точки зрения здравого смысла и может быть объяснено лишь как акт личной мести.
Я очень надеюсь на Вашу чуткость и глубокое понимание наших нужд. В таких условиях работать становиться просто невозможно.
Для театра и для меня спектакль о Высоцком — вопрос нашей совести и чести, без этого спектакля мы не мыслим своей дальнейшей деятельности.
Запрет будет на руку только недругам, обернется крупным идеологическим просчетом.
Я бы не решился отвлекать Вас от важнейших государственных дел, если бы речь шла только обо мне и моих коллегах. Запрет спектакля оскорбит чувства миллионов и миллионов советских людей — почитателей таланта В. Высоцкого, обеднит нашу духовную жизнь.
С уважением,
Гл. Режиссер Московского театра драмы и комедии на Таганке
Ю. Любимов».
***
«10 ноября 1981 г.
ЦК КПСС
О поведении режиссера Любимова Ю.П. в связи с подготовкой спектакля «Владимир Высоцкий» в Театре на Таганке.
В последнее время главный режиссер Московского театра драмы и комедии на Таганке Ю.П. Любимов обращается в директивные инстанции, к руководителям партии и государства по поводу чинимых ему препятствий в подготовке спектакля «Владимир Высоцкий». В этой связи Министерство культуры СССР считает необходимым сообщить следующее.
25 июля с.г., в годовщину смерти В. Высоцкого, Театр на Таганке провел вечер его памяти по специально подготовленной литературной композиции. Одновременно руководство театра поставило перед Главным управлением культуры Мосгорисполкома вопрос о включении литературной композиции в текущий репертуар в качестве спектакля под названием «Владимир Высоцкий».
В. Высоцкий известен как популярный актер театра и кино, а также как автор и исполнитель песен, часть из которых записана на пластинки, выпущенные фирмой «Мелодия», а часть имеет широкое хождение в «самиздатовских» записях.
В популярности Высоцкого, особенно после его смерти, отчетливо проявляется элемент нездоровой сенсационности, усиленно подогреваемой враждебными кругами за рубежом, заинтересованными в причислении Высоцкого к разряду диссидентов, «аутсайдеров».
Поэтическое и песенное наследие Высоцкого неравноценно и весьма противоречиво, что было обусловлено его мировоззренческой ограниченностью. На творческой судьбе, поведении и умонастроении Высоцкого пагубно сказались его идейная незрелость, а также такие личные моменты, как брак с французской актрисой М. Влади, подверженность алкоголизму, что усугубляло его душевную драму и раздвоенность, приводило к духовному и творческому кризису.
В подготовленной литературной композиции, автором которой является Ю. П. Любимов,была поставлена задача откликнуться на интерес общественности к творчеству и личности Высоцкого, создать спектакль о «всенародно признанном» поэте. При этом якобы ставилось целью рассказать о том, как «мужал и креп талант поэта, оттачивалось его мастерство, росло духовное самосознание, ощущение себя как неотрывной части великого целого, которое зовется «советский народ».
Однако на самом деле все содержание композиции сведено к доказательству тезисов о «затравленности» поэта, его конфликте с нашим обществом, предопределенности и неизбежности его гибели.
Значительная часть песен, включенных в композицию, взята из пластинок, выпущенных за рубежом, из архива Высоцкого, не получивших разрешения Главлита.
Содержащиеся в композиции отрывки из «Гамлета» Шекспира использованы тенденциозно, с определенным подтекстом.
Этой же задаче подчинены отрывки из произведений американского драматурга Стоппарда, известного своими антисоветскими взглядами и сочинениями.
Предвзято выстроенный в композиции стихотворный и песенный ряд призван выявить «мрачную» атмосферу, в которой якобы жил Высоцкий.
Последний предстает как художник, оппозиционно настроенный по отношению к советскому обществу. Личная драма Высоцкого, приведшая его к кризису, выдается за общественную драму, явившуюся результатом разлада поэта с нашей действительностью. Положение художника в обществе характеризуются так: «Гитару унесли, с нею и свободу», «Загубили душу мне, отобрали волю, порвали серебряные струны».
В стихах Высоцкого, использованных в композиции, человек изображен приземленным, интеллектуально ограниченным ни во что не верящим, лишенным идеалов и перспективы. Во многих стихах и песнях Высоцкого преобладают кабацкие мотивы, где говорится о драках, попойках, тюрьмах, «черных воронах», «паскудах» и «шлюхах».
Проводится мысль о том, что подлинная красота жизни возможна лишь на нейтральной полосе («Ведь на нейтральной полосе цветы необычайной красоты»).
В стихотворениях Высоцкого о Великой Отечественной войне показ героизма советских воинов нередко подменяется описанием подвигов штрафников, предательства и измены жен.
Политически двусмысленны стихи, где говорится о странах социалистического содружества. <...>
В самом начале композиции был дан негативный идейный камертон всей вещи:
Я бодрствую, но вещий сон мне снится,
Пилюли пью, надеюсь, что усну.
Не привыкать глотать мне горькую слюну-…
Мне объявили явную войну –
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну,
Чтоб доказать — я в колесе не спица,
За то, что мне неймется и не спится
За то, что в передачах заграница
Передает мою блатную старину..
Кульминации этот стих достигает в песне В. Высоцкого «Охота на волков», где ……... чески изображается положение художника в советском обществе. <...>
Составители композиции противопоставляют творчество Высоцкого искусству социалистического реализма. <...>
В ходе подготовки вечера памяти Высоцкого в поведении Ю. П. Любимова проявилось стремлении со спекулятивных позиций выступить в роли «подлинного защитника таланта», создать ажиотаж вокруг имени поэта, сыграть на нездоровых настроениях определенной части публики.
На беседе в Главном управлении культуры Мосгорисполкома Ю. П. Любимов заявил о намерении поставить спектакль о Высоцком в честь XXVI съезда партии, «восстановить доброе имя Высоцкого — русского поэта, гордости России, которому ничего не давали и не разрешали».
Ю. П. Любимову было предложено соблюдать установленный порядок работы над спектаклем, однако он высокомерно заявил, что представлять материалы и согласовывать их ни с кем не будет.
От делового разговора по доработке материала Ю. П. Любимов в грубой, оскорбительной форме отказался.
15 июля с.г. руководство театра без разрешения Главка провело репетицию с приглашением зрителей, в числе которых были зарубежные дипломаты, представители иностранной пьесы, радио и телевидения.
С Ю. П. Любимовым состоялась беседа в Министерстве культуры СССР, где ему было указано на несостоятельность и неприемлемость концепции композиции. Однако Любимов отверг эти замечания и в нарушении установленного порядка 23-24 июля вновь провел две репетиции с участием большого количества зрителей. В последующее время Ю.П. Любимов организовал очередные просмотры и обсуждения спектакля, стремясь создать нездоровую обстановку, грубо нарушал распоряжения Главка. На последнем обсуждении спектакля 31 октября с.г. Любимов выступил с провокационным заявлением, что если спектакль не будет принят, он будет вынужден уйти из театра.
Следует отметить, что во время встреч и бесед Ю. П. Любимов вел себя вызывающе, пытался вести разговор в недопустимо оскорбительных тонах.
Работа над композицией о Высоцком, упорство в отстаивании идеологически чуждых моментов, стремление во что бы то не стало создать шумиху вокруг этой постановки свидетельствуют о том, что Ю.П. Любимов задался целью утвердить себя в общественном мнении, особенно за рубежом, в качестве лидера «альтернативного» театра, некоего «особого направления» в искусстве.
Эта тенденция проявлялась у Ю. П. Любимова и ранее. <...>
На протяжении ряда лет по разным причинам и поводам с Ю. П. Любимовым велись многократные беседы, чтобы снялась неправильность его позиции и общественного поведения. Однако Ю. П. Любимов должных выводов не сделал.
В сложившейся ситуации Министерство культуры СССР поддерживает позицию Главка и считает невозможным показ спектакля по литературной композиции «Владимир Высоцкий» в данной редакции.
Докладывается в порядке информации.
Министр культуры СССР
П. Демичев
***
«В ЦК КПСС,
ЧЛЕНУ ПОЛИТБЮРО
ЦК КПСС,
СЕКРЕТАРЮ ЦК КПСС
тов. Черненко К.У.
от члена правления ССП СССР,
члена художественного совета
Театра на Таганке
поэта Евтушенко Е.А.
Дорогой Константин Устинович!
Последние годы я пытаюсь представить себе все большие и даже кажущиеся маленькими события с точки зрения реальной опасности войны, с точки зрения необходимости сплочения всего нашего народа перед лицом этой опасности.
И если встать на такую точку зрения, то многие действия наших ответственных работников, прямо или косвенно соприкасающихся с вопросами литературы и искусства, носят прискорбный характер, разобщающий общество. Более того — в свете ядерной угрозы такие действия людей, пытающихся монополизировать патриотизм, сами представляют собой угрозу.
Если мы боремся с диссидентством ревизионистского типа, то почему надо попустительствовать другому, как бы узаконенному диссидентству догматического типа, прикрывающемуся официальными должностями?
Образовалась целая категория людей около искусства, ставящая своей целью запретительство, подозрительность, оскорбительную мелочность, перерастающую в искусственную организацию политических скандалов, которые затем с удовольствием смакуют наши враги за рубежом. Подобная категория монополистов патриотизма вносит в жизнь нашей интеллигенции нервозность, пессимизм, подрывает огромные потенциальные возможности нашего искусства в целом.
Один из примеров такой антиобщественной деятельности — это грубое вмешательство в спектакль Театра на Таганке, посвященный памяти Высоцкого. Спектакль, по сути дела, на данном этапе запрещен, что, кстати, много раз уже было с другими спектаклями этого театра, ныне с огромным успехом идущими на сцене. Такое запрещение является прямым оскорблением памяти Высоцкого, которого любят миллионы советских людей, и оскорблением его товарищей по театру, желавших построить достойный сценический памятник своему безвременно ушедшему собрату.
Обстановка такова, что грозит распадом одного из лучших театров СССР.
На обсуждении спектакля с высокой оценкой выступали ученые, космонавты, писатели, искусствоведы. Вот что, например, сказал международный обозреватель газеты «Известия» А. Бовин: «Политическая направленность спектакля мне представляется правильной и иной быть не может». Космонавт Гречко: «Эмоции были настолько сильны, что невозможно было их нарушить аплодисментами, хотя играли все актеры прекрасно». Режиссер Н. Губенко: «Мы имеем право сделать такой спектакль, потому что живем в государстве, где существует высокий эталон искренности и правды. Его дал нам Ленин и продолжает утверждать товарищ Брежнев».
Как видите, обсуждение спектакля общественностью проходило в атмосфере патриотизма и партийности.
Однако профессиональные «искатели блох» наплевали на мнение общественности и, попирая законы ленинской демократии, решили закрыть этот спектакль, создавая тем самым атмосферу для потенциального общественного скандала.
Встает вопрос: до каких пор все это будет продолжаться?
До каких пор трусость будет выдаваться за якобы заботу о развитии нашего искусства?
Патриотизм — это не монополия чиновников от искусства, а дело общенародное.
Прошу Вас, Константин Устинович, довести содержание этого письма до руководства нашей партии.
С уважением
Евгений Евтушенко
***
Тов. Черненко К.У.
Уважаемый Константин Устинович!
Полагаю целесообразным ознакомить с письмом Ю. Любимова секретарей ЦК, имея в виду одновременное ознакомление их с запиской тов. Демичева П. Н. о постановке в Театре на Таганке пьесы т. Любимова о Высоцком.
Я поддерживаю выводы и решение министерства культуры СССР. Пьеса — антисоветская и поставлена быть не может.
Пьеса прилагается для того, чтобы тот из товарищей, кто пожелал бы ознакомиться с ней, имел такую возможность.
М. Зимянин
***
«7 декабря 1981 г.
ЦК КПСС
О письмах в ЦК КПСС по поводу литературно - музыкальной композиции памяти В. Высоцкого, подготовленной в московском Театре драмы и комедии.
В ЦК КПСС поступило письмо Е. Евтушенко и коллективное письмо Ф. Абрамова, Б. Можаева, Б. Окуджавы, Я. Зельдовича, Г. Гречко, М. Ульянова, выражающих несогласие с решением Главного управления культуры Мосгорисполкома по поводу литературно — музыкальной композиции Театра драмы и комедии (на Таганке), посвященной памяти актера В. Высоцкого.
Главный режиссер Театра драмы и комедии Ю. Любимов, являющийся автором и постановщиком композиции, показанной летом этого года на вечере памяти В. Высоцкого, настаивает на включении ее в постоянный репертуар театра в качестве спектакля.
В соответствии с поручением, вопрос был рассмотрен МГК КПСС, министерствами культуры СССР и РСФСР. Было признано, что представленная театром композиция в нынешнем виде не может служить основой пьесы и спектакля, так как в ней содержится попытка доказать затравленность художника, его конфликт с советским обществом, которые рисуются извращенно.
Личная драма В. Высоцкого выдается в спектакле за драму социальную. В то же время в композиции обойдены те стороны творчества В. Высоцкого, которые нашли признание общественности.
В беседах с Ю. Любимовым и другими руководителями театра по данному вопросу, проведенных в Главном управлении культуры Мосгорисполкома, МГК КПСС и министерстве культуры СССР, было сказано, что в нынешнем виде литературно-музыкальная композиция страдает серьезными идейно-политическими изъянами, имеет неверную направленность и что на этой основе спектакль создавать не следует. Вывод подтверждался конкретными ссылками на литературный материал, представленный театром.
Тов. Любимова Ю. П. принимали министр культуры СССР т. Демичев П. Н., первый заместитель министра культуры СССР т. Барабаш Ю. Я., министр культуры РСФСР т. Мелентьев Ю. С. На этих встречах Ю. П. Любимову терпеливо разъяснялись причины, послужившие основанием для отказа включить спектакль в репертуар.
Однако Ю. Любимов пренебрег высказанными ему соображениями, никаких конструктивных изменений в композицию не внес и в нарушении установленного порядка провел публичные репетиции спектакля с с участием большого количества зрителей, в том числе иностранцев.
23 ноября в МГК КПСС вновь состоялась беседа с Ю. Любимовым. В ней приняли участие секретарь МГК КПСС тов. Роганов А. М., заведующий отделом культуры МГК КПСС т. Глинский И. А. и первый секретарь Ждановского РК КПСС г. Москвы т. Дикарев П. Е. В беседе опять были рассмотрены вопросы по существу композиции, а также обсуждены факты допущенных руководством театра нарушений порядка выпуска новых спектаклей.
Вместе с тем в Ждановском РК КПСС состоялась встречапервого секретаря РК КПСС т. Дикарева П. Е. и заведующего отделом культуры МГК КПСС т. Глинского И. А. с директором театра т. Дупаком Н. Л., секретарем и заместителем секретаря партбюро театра т.т. Лебедевым М. С., Беляевым Ю. В. и секретарем бюро ВЛКСМ театра т. Чуб Н. Е.. Им была высказана рекомендация о проведении необходимой разъяснительной работы в коллективе.
В райкоме КПСС также была проведена беседа т. Дикарева П.Е. со всеми коммунистами театра.
В настоящее время МГК КПСС и Главное управление культуры Исполкома Моссовета продолжают вести в коллективе театра работу, направленную на создание в нем нормальной творческой обстановки.
Министерство культуры СССР (т. Демичев) и МГК КПСС (т. Реганов), докладывая ЦК КПСС о поведении главного режиссера Театра драмы и комедии в связи с подготовкой спектакля «Владимир Высоцкий» и принятых мерах, сообщили, что они не считают возможным разрешить выпуск спектакля по данной литературной композиции, так как она по своей сути антиобщественна. (Информации Министерства культуры СССР и МГК КПСС прилагаются.)
Министерству культуры СССР и отделу культуры ЦК КПСС поручено сообщить авторам о результатах рассмотрения их писем.
М. Зимянин,
В. Шауро.
Публикация Григория Файмана
«В конце спектакля «Владимир Высоцкий» Юрий Любимов говорит (фонограмма): «Можно ли было его сберечь?
Судьба у каждого своя….
Талант крупный, а он был огромный талант, - всегда явление сложное, и с ним трудно бывает, с крупным талантом.
А насчет — сберечь?…
Наверное, нет
Он так жил и так тратил себя, что, наверное, сберечь его было нельзя.
Нельзя.
Поэты истинные долго живут редко, а в России — особенно».
«НГ» благодарит Центр хранения современной документации за предоставленные материалы
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.