• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Илья Никитин. Минимализм во всем

Спектакль Константина Богомолова «Преступление и наказание» –– необычное с драматургической точки зрения произведение. В нем нет чего-то непонятного и чуждого роману, на что обычно ссылаются критики из числа зрителей после просмотра постановок с современным прочтением классики. Напротив, спектакль Богомолова ни на шаг не отходит от сюжета романа. Однако главная особенность этой интерпретации оригинала –– полная статика. На сцене зритель не увидит ни сцену убийства старухи-процентщицы, ни трагические метания Раскольникова. Чем захватывает постановка? В чем особенность режиссерского решения? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить ниже.  

Наверно, первое, что бросается в глаза при просмотре спектакля –– полное отсутствие в нем динамики. Спектакль по сути представляет собой череду длинных монологов и диалогов, полностью взятых из романа: например, первое действие начинается с дословно пересказанного письма матери Раскольникова, а продолжается монологом Мармеладова в таверне. С первых минут Богомолов дает понять зрителю, в каком художественном мире он будет находиться ближайшие три часа. Постановку можно описать как поединок слов, мыслей и идей. Однако как такового поединка здесь нет: практически всем героям присуща неестественность, отсутствие эмоций, скованность в действиях. Минимализм присутствует во всем: начиная от декораций, которых зритель и вовсе не увидит на сцене, и заканчивая костюмами персонажей, представляющими собой скромные платья или обычные тусклые пиджаки. Самым «живым» здесь кажется следователь Порфирий Петрович, который в каждой сцене вступает в словесную схватку с главным героем, пытаясь вывести Раскольникова на чистую воду.

Сценография в спектакле также максимально минималистична. Перед зрителями — серая «коробка», напоминающая то ли тюремную камеру, то ли подвал, в котором присутствуют две двери –– через них актеры попадают на сцену –– а также небольшое возвышение около них. Помимо этого, к боковым стенам прикреплены стойки, выполняющие разные функции в зависимости от сцены: то это барные стойки в трактире, где Раскольников встречает Мармеладова, то столы в кабинете Порфирия Петровича. Если говорить о способах смены обстановки, то важную роль здесь играет свет. Неоновые лампы и прожекторы переносят зрителя то в комнату Сони Мармеладовой, залитую розовым цветом, то в вышеупомянутую таверну, в которой мигает красный.

По словам самого режиссера, «если ты делаешь театр, ты не можешь не говорить о сегодняшнем дне». Действительно в спектакле помимо актуальных тем и специфически изображенных героев, в которых каждый может узнать себя, появляются и современные образы –– например, мобильный телефон, по которому разговаривает Раскольников. Временами звучит песня «В моей душе покоя нет», знакомая каждому по фильму «Служебный роман». Эти детали переносят зрителей в настоящее, давая понять, что Достоевский актуален вне временных рамок.

Еще один режиссерский ход, который нельзя оставить без внимания –– необычный подбор актеров. Так, маму Раскольникова Пульхерию Александровну играет молодая актриса Алёна Кучкова, в то время, как роль юной Сони Мармеладовой досталась Марине Игнатовой, которая в матери годится как Раскольникову, так и самому Мармеладову. Такое специфическое решение обусловлено тем, что Богомолов обращает внимание зрителя не на фактический, а на внутренний возраст персонажей Достоевского. Именно поэтому Соню с богатым внутренним миром и сложной судьбой играет актриса представлена как человек в возрасте, а инфантильная и мягкая мама Раскольникова у Богомолова –– совсем юная девушка. Роль Лужина постановщик доверил актеру-карлику Алексею Ингелевичу, подчеркнув тем самым мелочность этого героя и еще раз обратившись к вечной теме маленького человека (здесь стоит также отметить, что за всю постановку Лужин не произносит ни одной реплики). 

Финал спектакля тоже необычен. Заканчивается он признанием Раскольникова в убийстве. Поскольку спектакль больше напоминает детективное произведение, чем психологический роман (каким «Преступление и наказание» и задумывалось Достоевским), безусловно, важнейшей его частью должно быть раскрытие убийства. За несколько мгновений до того, как герой произнесет: «Это я тогда старуху и ее сестру Лизавету топором убил и ограбил», на сцене появятся самые близкие Родиону Романовичу люди –– мать, сестра и, конечно же, Соня. Над Дуней и Лужиным, в сопровождении которого она появляется, поднимаются фуражки, которые больше напоминают нимбы и отсылают зрителя к религиозной проблематике, страшному суду и раскаянию –– тем темам, которыми пронизаны многие произведения Достоевского.

В заключение хотелось бы сказать пару слов о моих впечатлениях от постановки. Несмотря на затянутость и монотонность спектакля, «Преступление и наказание» Богомолова произвело на меня большое впечатление. Мне было интересно не только наблюдать за тем, как знакомый сюжет воплощён на сцене, но и смотреть на то, каким образом персонажи Достоевского обживают пространство, в котором находятся, какое режиссерское решение присутствует в произведении и чем оно обусловлены.

Майнор «Театр с нуля», преп. Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.