• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Илья Никитин. Праздник одиночества

«Гении зачастую становятся отвергнутыми обществом». К сожалению, эта броская и пафосная фраза, вышедшая из современных мемов, неоднократно подтверждалась историей. Ван Гог за всю жизнь продал лишь пару своих работ, Оскар Уайльд был банкротом на момент смерти, а музыка Баха нашла слушателей заметно позже ее написания. Об одном из таких гениев поставлен спектакль «Пиросмани, Пиросмани» литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. 

За основу была взята пьеса В. Коростылева «Праздник одиночества», текст которой Някрошюс сократил и видоизменил: форма спектакля отличалась, однако содержание, как писали критики, осталось таким же. На сцене разворачивается история жизни грузинского художника Нико Пиросмани. Някрошюс, как это ему присуще, при помощи ярких художественных образов и находчивых режиссерских приемов сумел изобразить нелегкую судьбу творца. Постановку можно смело назвать биографической: в ней полно деталей, отсылающих к реальным фактам из жизни Пиросмани, а некоторые сцены повторяют наиболее яркие эпизоды его карьеры. 

Запись спектакля начинается с показа работ Нико Пиросмани. Зрителя знакомят с творчеством художника-самоучки, погружают в образный мир примитивизма. В это время за кадром звучат строчки из поэмы античного грузинского автора Шота Руставели. В постановке вообще многое поэтично: например, герои время от времени изъясняются высоким стилем, философствуют и рассуждают о предназначении художника и необходимости признания его искусства. Однако подобное содержание полностью не соответствует действительности –– обстановка, в которой находятся актеры, оставляет желать лучшего, контраст виден с первых минут.

Основной конфликт спектакля ­­–– противостояние Нико Пиросмани и общества. Художник мечтает быть признанным, в то время как его работы не находят отклика у публики. Со своих холстов к Пиросмани в дом буквально спускаются герои картин: на сцене появляется и реальная возлюбленная героя, актриса Маргарита в полосатых колготках с букетом роз, и рыбак в красной рубашке. Маргарита недовольна тем, как она получилась: «Николо, ты не любишь меня. Как ты нарисовал меня, Николо?» Рыбак же приходит к нему во сне и подпиливает ножку стола. Это действие можно трактовать как метафору шаткости положения художника: герой беден, творчество становится не только способом заработка, но и смыслом всей его жизни. Кроме того, первое появление героя на сцене сопровождается постоянным прихрамыванием, он опирается на холст как на костыль, что еще раз подтверждает мысль о том, что творчество помогает Пиросмани. 

Контраст между несоответствием амбиций художника-мечтателя и его материального положения достигается за счет ярких визуальных образов. Декорации похожи не то на заброшенную витрину, не то на обшарпанную квартиру –– в этом пространстве и происходит все действие. Костюмы Нико и его немого сторожа больше похожи на старые лохмотья. Ярко описывает положение героев и эпизод, в котором Пиросмани пишет картину копотью, которую снимает с обугленного огнем свечи пальца.

Окна, через которые смотрят герои, работают как зеркала или же порталы в другие миры. Через них за Пиросмани наблюдают не только прохожие, но и герои его картин, а также сама смерть. Художник же, в свою очередь, время от времени вглядывается в пустоту, которая находится за рамами. Видит ли он в этой темноте «свет в конце тоннеля», который представляется ему счастливой жизнью в богатстве, или же неминуемую смерть, которая вот-вот подкрадывается к нему, ответить сложно. Однако к концу постановки становится понятно: исход необратим. 

Когда в квартире Нико Пиросмани появляется дама в черном по имени Ия-Мария, обстановка приобретает другой окрас: привычный теплый свет сменяется холодными тонами, а в воздухе повисает напряжение. Мизансцены выстроены таким образом, что Пиросмани и Ия-Мария большую часть находятся по разные стороны сценического пространства. В лице женщины художнику видится смерть. Любые попытки вести с ней диалог становятся тщетны: дама в черном не слушает очередные изъяснения Пиросмани о признании и славе, сам герой же понимает, что конец близок. Показательна сцена, когда Ия-Мария буквально выдёргивает из-под художника стулья, на которых он пытается удержаться, пока полностью не сталкивает его на пол.

Сцена смерти не может не вызвать сочувствия. Мертвого героя находит сторож –– его единственный товарищ. В финале как будто считывается название оригинальной пьесы ––жизнь Пиросмани действительно была больше похожа на праздник одиночества. Ушел творец так и не признанным, с единственным достижением в виде упоминания в небольшой газетной заметке. 

В заключение хотелось бы также сказать о моих личных впечатлениях о спектакле. До просмотра я был знаком с работами Нико Пиросмани, однако не знал о том, настолько тяжелой была его жизнь. Постановка Някрошюса получилась драматичной, наделенной запредельным смыслом. На сцене я увидел не только историю жизни Пиросмани, но и воплощение мыслей, переживаний, тягот и забот любого  художника.

  


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.