• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А. Образцова. Театр ищет комедию...

"Советская культура", 1959, 4 июля

В традициях коллектива Театра имени Вахтангова – любовь к праздничной театральности, к веселой, умной и изящной комедии. Режиссуре этого театра всегда было присуще умение лепить остроумную, отточенную форму комедийного спектакля, а актерам – чуткое ощущение комедийного жанра. В комедиях вахтанговцев увлекали не только блеск ситуаций, бравурность и стремительность развития действия, смешные персонажи. Театр занимало, как правило, глубокое и верное раскрытие человечности жизни, по-новому, неожиданно проявляющейся в произведениях комедийного жанра. Увлекала задача создания не только театрально-занимательных, но и по-настоящему живых человеческих фигур. Создатели этих постановок старались быть максимально поэтичными в изображении лучшего в человеке и самым беспощадным образом обличали изображенные драматургами пороки жизни.

Еще со времен прелестной «Принцессы Турандот», ставя классические ли, современные ли комедийные произведения, актеры и режиссеры театра выражали в них свое радостное, светлое сегодняшнее мироощущение. Глубокая, долголетняя симпатия коллектива к комедийному спектаклю неожиданно бурно, щедро прорвалась в постановке пьесы А. Галича «Много ли человеку надо?». Ярко заблестело озорное, ироническое режиссерское искусство Р. Симонова – постановщика многих превосходных комедийных спектаклей (спектакль осуществлен им вместе с Ю. Любимовым). Мы увидели вновь, что актеры этого театра умеют легко и свободно чувствовать себя в непринужденном и лукавом комедийном произведении, любят петь и танцевать, вести импровизационную игру с партнером. Театр пригласил для оформления спектакля художника М. Виноградова, также имеющего особый вкус к театрально-изобретательному комедийному представлению, великолепно оформившего в свое время две комедии Гольдони: «Трактирщицу» и «Забавный случай» в Театре имени Моссовета.

Коллектив вахтанговцев с увлечением, с азартом взялся за дело…

Мы ясно чувствуем в спектакле стремление передать брызжущую радость современной жизни, выразить свое любовное, теплое отношение к простому советскому человеку. Эта атмосфера рождается прежде всего от игривых, легких, светящихся, прозрачных декораций. В них - и лаконично выраженные приметы московских улиц, и тающие в дымке поэтические контуры высотных зданий, и общая перспектива залитой морем света столицы. Взволнованность спектакля – в его искрометном, стремительном ритме, во многих, то задушевно-лирических, то откровенно пародийных песенках (композитор М. Блантер).

Универсальный магазин, предстающий перед зрителями на сцене, дает богатые возможности режиссерам, художнику, актерам в построении изобретательных, остроумных мизансцен, в создании забавных ситуаций, в использовании разнообразных трюков, приемов. Вот стоит показательный универмаг и светится огнями реклам. Зрителям разрешается заглянуть в кабинет директора и в отдел бытового обслуживания, в музыкальный отдел и в парикмахерскую. Феерия – сказка преображения «провинциалочки» Кати перед тем, как она отправится на свой первый детский бал в Кремле, сменяется остроумным эпизодом, когда непосредственно внутри огромной вращающейся пластинки появляется томная певица, вульгарно исполняющая пошлейший романс.
Забавный монолог «справочной дамы» чередуется со злой, буффонной сценкой, изображающей «зеленую» и «фиолетовую» дам в отделе обслуживания.

Почти неизменно в веренице изящных, остроумных приемов, в каскаде талантливых выдумок проступает стремление театра найти и выразить живое, современное, взволнованно передать свое сочувствие тем, кто этого сочувствия заслуживает, определить верные объекты насмешки.

Но дает ли для этого материал пьеса? Увы, в известной мере театр осуществляет свое намерение вопреки пьесе, в борьбе с ней. А. Галич назвал свое произведение «сентиментальная комедия». И в ней действительно больше сентиментальности, чувствительности, чем подлинно живых человеческих чувств. Много ли человеку надо?- неоднократно горестно восклицает в пьесе ее герой Башашкин, как будто даже с известным удовольствием лелеющий в сердце свою обиду на человека, несколько лет назад оклеветавшего его. Приятель Башашкин, заведующий комбинатом бытового обслуживания Чагин, возражает ему, что человеку надо много, очень много – и любовь, и дружба, и увлекательный труд, и крепкая семья, и хорошие вещи… Но, может быть, в силу того, что действие происходит в универсальном магазине, тема красивых вещей, которые нужны человеку лишь среди всего прочего, выходит в пьесе на первый план. А о труде, любви и дружбе автор говорит где-то вскользь. Жизненные наблюдения драматурга в этой пьесе отрывочны и неглубоки. В результате мир красивых вещей, сверкающих витрин, чудесного внешнего преображения Кати и ее отца Башашкина, возвращающегося на работу за прилавок, постепенно уже и в спектакле начинает заслонять мир искренних, глубоких, современных чувств героев.

В пьесе попросту мало действительно остроумного. И зритель чаще смеется приемам, находкам режиссуры, актеров, композитора, художника, чем остроте авторской мысли. В пьесе и характеры намечены бегло. Очаровательна в спектакле юная Е. Райкина в роли Кати, застенчивой, угловатой, легкой, как пушинка, в танце, задорно исполняющей куплеты, с радостью отправляющейся в финале на свой первый бал в Кремль. По-комедийному обаятелен В. Осенев в роли режиссера областного театра Малько. С великолепной находчивостью, темпераментом исполняют Е. Понсова  Д. Андреева дуэт «зеленой» и «фиолетовой» дам. И у других исполнителей есть удачные сцены, интересно найдена характерность. Но ведь по-настоящему ярких,  законченных, всецело подчиненных специфике жанра комедийных характеров в пьесе нет. Игра актеров в спектакле – это скорее заявка на будущие превосходные комедийные создания, демонстрация своих в ряде случаев незаурядных комедийных возможностей и дарований.

Спектаклем «Много ли человеку надо?» Театр имени Вахтангова заявил о своем праве на блистательную по форме, озорную современную лирическую комедию, комедию – водевиль. Новая  постановка говорит о том, что коллектив и может и должен это делать. Но с не меньшей остротой спектакль этот ставит вопрос и о необходимости создания полноценных произведений драматургии комедийного жанра. Талантливый коллектив вахтанговцев заслуживает того, чтобы такие пьесы были написаны специально 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.