• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А. Образцова. Поэма о человеке

«Вечерняя Москва», 30 декабря 1959

Сходны темы двух пьес А. Арбузова — «Город на заре» и «Иркутская история». И в то же время, сравнивая их, ясно видишь то новое, что появилось в замысле драматурга, что отличает последнюю пьесу писателя от его же раннего произведения.

В «Городе на заре» больше говорилось непосредственно о героических сражениях юношей и девушек с непокорной сибирской природой, об их трудовых подвигах, так сказать, в самом процессе их осуществления. В «Иркутской истории» автор уделяет больше внимания сложным процессам духовного роста, формирования личности человека в результате его трудовой деятельности, а также в результате сложных и разнообразных взаимоотношений с окружающими его людьми.

Этот замысел драматурга чутко уловил и великолепно воплотил во внешнем облике спектакля художник И. Сумбаташвили. Легкими, тонкими контурами вырисовывается в глубине сцены огромный шагающий экскаватор, на котором работают герои. Так же удалены от зрителей и словно подернуты легкой дымкой детали стройки, лаконичные приметы сибирской природы. На первом плане — люди. Художник выстроил на сцене превосходный по своей выразительности продольный помост, своего рода подмостки на подмостках. Этим он предоставил актерам и режиссеру самые широкие возможности для создания динамичных, рельефных, ярких мизансцен, помог им с особой ясностью и остротой проникать в душевный мир героев.

Главную мысль автора выражает Сергей Серегин: «Понимаешь, если человек настоящее дело выполняет, нужное дело, — он и сам от него становится лучше, чем был». И другая мысль важна драматургу: полюбив по-настоящему, человек распрямляется, как цветок, сила большой любви изменяет его неузнаваемо, и становится он тогда особенно прекрасным. Так и сливаются воедино две эти мысли: труд и любовь — вдохновенный, большой труд и истинная, сильная любовь — вот что формирует духовный облик человека.

С замечательным лиризмом, теплотой раскрывает автор эти не очень сложные и вместе с тем такие важные мысли. Лирическая взволнованность неотделима в пьесе от лаконичной точности, своеобразной строгости и какой-то особой свежести в рассказе о простых, но примечательных судьбах героев.

Вот Валя, кассирша из продмага. «Валька-дешевка», как прозвали ее парни. Валя вообразила, что жизнь можно прожить бездумно, легко зарабатывать, чуть-чуть, понемногу недодавая сдачу покупателям, легко любить, меняя ухажеров, чтобы не наскучили. Но приходит любовь, большая, настоящая, и Валя начинает задумываться о многом. Любовь преображает ее, делает духовно богаче, чище. А потом наступает момент, когда под влиянием любящих ее Сергея и Виктора Валя познает вдохновенную радость труда. Формирование нового духовного облика героини Ю. Борисова изображает с той тонкостью и простотой, каких требует пьеса. Особенно хороши у актрисы лирические сцены — сцены пробуждения у Вали чувств любящей жены, матери, верной подруги Сергея.

Духовный рост в пьесе и спектакле переживает не только Валя, но и Виктор. Не за него выходит Валя замуж, не ему дарит свою любовь. Как и Валя, Виктор не умел дорожить своим чувством, и поэтому потерял любимую. Но, пережив драму, Виктор многому научился. Только потеряв Валю, понял он, что значит бороться за любимого человека, помогая ему найти свое место в жизни.

Ю. Любимов несколько неровно играет эту трудную роль. Любовные страдания Виктора в центральных сценах спектакля выглядят у артиста порой излишне подчеркнутыми, напряженными. Лучшие — начальные эпизоды, раскрывающие небрежное, недоверчивое отношение Виктора к себе и Вале, а также заключительные эпизоды — его решительной, энергичной борьбы за Валю.

Перед зрителем предстает коллективный образ дружной рабочей семьи, членов одной смены на шагающем экскаваторе. Здесь и начальник экипажа, добрый, заботливый, желающий порой показаться более строгим, чем он есть на самом деле. Сердюк (арт. Н. Плотников), и преодолевающий свою лень подсобный рабочий Лапченко (арт. М. Дадыко), и счастливые супруги Денис и Зима (арт. М. Греков и В. Васильева).

В роли Сергея М. Ульянов хорошо раскрывает строгость, чистоту, принципиальность и сердечность своего героя — принципиальность и чистоту, к которым призывает всем своим произведением драматург.

Евгений Симонов, ставя вторую пьесу А. Арбузова, не повторил самого себя. Форма спектакля своеобразна, нова, самостоятельна. Вдумчиво разобравшись вместе с актерами в душевных переживаниях героев, режиссер нашел выразительные сценические приемы, передающие художественный строй пьесы. Полны юмора, жизнерадостности, изобретательности многие эпизоды спектакля.

Хор, введенный автором в действие пьесы, сведен режиссером к фигурам четырех ведущих, сдержанно подающих авторский текст. Такая трактовка хора помогает сосредоточить внимание на внутренней жизни основных действующих лиц. Но общая торжественно-печальная тональность поведения ведущих, как бы подчиненная теме трагической гибели Сергея, кажется порой излишне однообразной. Думается, что в эмоциональном отношении участие хора в событиях спектакля могло быть более разнообразным.

Свежим, непосредственным дыханием жизни веет со страниц «Иркутской истории», со сцены театра имени Вахтангова, первым осуществившего ее постановку. Но обаяние пьесы и спектакля не только в жизненности, непосредственности, правде, но также в высокой поэтичности осмысления современности, в страстном стремлении раскрыть лучшее в человеке, знающем, что такое счастье и как его достичь.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.