• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образы литературных героев на сцене

«Советское искусство», г. Москва, 9 января 1951 г


Пору подлинного творческого расцвета переживает многонациональный советский театр. Вдохновлённые величием и красотой жизни, представшей перед их глазами, наши драматурги, режиссёры, актёры создают всё новые и новые волнующие произведения о советском человеке. Выросла и возмужала наша драматургия. Ещё недавно советские писатели были в долгу перед творческими работниками театра. Сегодня положение изменилось. За время, прошедшее со дня исторических постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства драматурги принесли в театр десятки произведений на самые важные, самые актуальные темы современности. Хорошая полноценная советская пьеса составляет ныне основу театрального репертуара. 
Вместе с тем с каждым днём ширятся и растут интересы советского человека, самого требовательного и самого передового зрителя в мире. Придя в театр, он хочет получить ответ на десятки волнующих его вопросов, разобраться в сложных и глубоких процессах, происходящих в нашей действительности. Поэтому правомерно ставшее уже давно хорошей традицией обращение наших театров к литературе — старшей сестре драматургии, на протяжении десятков лет оплодотворявшей искусство драматической сцены.
Через литературу пришли на советскую сцену мужественные краснодонцы, любимец нашей молодёжи Павел Корчагин, легендарный Чапаев, горьковская Ниловна [1] и многие герои современности, герои произведений советских писателей. Бессмертные литературные образы Пушкина, Толстого, Тургенева, Горького, творения классиков мировой литературы обрели на сцене нашего театра своё второе рождение.
Славная история театра знает немало примеров, когда на материале литературных произведений создавались замечательные спектакли. Достаточно вспомнить такие из них как «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова и «Воскресение» Л. Толстого, поставленные МХАТ [2], чтобы оценить заслугу литературы в становлении и развитии советского театра.
Особенно большой интерес наш зритель проявлял к инсценировкам произведений советских писателей. Обратившись к афишам московских театров, можно воочию увидеть, какое большое место занимают инсценировки произведений советских авторов в их творческой практике. «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Счастье» П. Павленко, «Спутники» В. Пановой, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Буря» В. Лациса [3] и многие другие свидетельствуют о том, как велик интерес театра к произведениям советских писателей.
Лучшие из этих инсценировок предоставили богатейший драматургический материал для ярких спектаклей, любимых нашим зрителем. Содержание повести или романа, его идея и тема, образы героев, тщательно и любовно воспроизведённые на сцене средствами театрального искусства, делают литературное произведение ещё более действительным и впечатляющим. Это бывает тогда, когда творческий коллектив театра верно и глубоко прочитал книгу автора, увидел в ней главное, горячо заинтересовал своей работой писателя и вместе с ним создал тот сценический вариант повести или романа, который послужил основой будущего спектакля.
Требуется большая, трудоёмкая работа, чтобы творчески подчинить литературный материал законам сцены и при этом не обеднить его. Только при этих условиях возможно успешное решение задачи, ответственность которой усугубляется ещё и тем, что зритель приходит на такой спектакль с повышенными требованиями: он читал произведение, у него свои суждения о книге, о её героях — они живут в его сознании; он не просит поверхностного отношения к авторскому замыслу.
В практике нашего театра есть немало примеров подлинно творческого отношения к созданию инсценировок. Великие мастера сцены К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко не раз обращались к русской и советской литературе в поисках идейно-насыщенного репертуара. Именно в МХАТ, показавшем такие великолепные спектакли, как «Бронепоезд 14-69», «Мёртвые души» [4], «Воскресенье», родилась замечательная традиция сценического претворения лучших литературных произведений.
Умение глубоко проникнуть в замысел писателя, режиссёрский талант, прекрасное знание законов сцены позволяли основоположникам МХАТ создавать на материале инсценировок спектакли, сыгравшие большую роль в творческой биографии этого лучшего в мире театра. Примером высокой ответственности писателя и режиссёра может служит совместная работа Вс. Иванова и К. С. Станиславского над сценическим вариантом «Бронепоезда». И поныне живёт в нашем театре эта славная традиция. «Дни и ночи» К. Симонова в МХАТ (инсценировка А. Винера). «Молодая гвардия» А. Фадеева на сцене Театра им. Вахтангова (инсценировка Г. Гракова) и Театра драмы (инсценировка Н. Охлопкова), «Счастье» П. Павленко в Театре им. Ермоловой (инcценировка С. Радзинского и П. Павленко [5]) и многие другие спектакли продолжают и закрепляют успехи, достигнутые Станиславским и Немировичем-Данченко.
Однако далеко не все наши театры, писатели, артисты и режиссёры так же добросовестно относятся к делу. Немало случаев, когда то или иное произведение литературы попадает на сцену обеднённым, утратившим своё значение, когда герои его, так радовавшие читателя своей жизненной достоверностью, при свете рампы [6] выглядят ограниченными, тусклыми, неинтересными. В результате искажается идея повести или романа, обесценивается труд писателя.
«Накануне» Тургенева (инсценировка А. Арбузова) в Театре им. Вахтангова, «Хождение по мукам» А. Толстого (инсценировка И. Судакова) в Театре транспорта, «Домби и сын» по Диккенсу (инсценировка Н. Венкстерн) в МХАТ [7] очень далеки от тех требований, которые предъявляет наш зритель к произведениям театрального искусства. Причины недостатков этих спектаклей заключаются главным образом в невысоком качестве самих инсценировок. Их авторы не сумели глубоко проникнуть в замысел писателя, не смогли сценически обобщить литературное произведение, увлекшись внешней сюжетной стороной, снизив его социальное звучание.
Во многих случаях причину неудачи некоторых инсценировок произведений на современные темы следует искать в несерьёзном отношении самого писателя к созданию сценического варианта своей книги. Мало предоставить разрешение на инсценировку своей повести или романа тому или иному автору, надо постоянно контролировать его работу, предъявляя при этом самые повышенные требования. Более того, писатель должен самостоятельно работать над сценическим вариантом своего произведения, установив самую тесную связь с творческим коллективом театра.
Хорошая, полноценная инсценировка книги, завоевавшая всенародное признание, — дело большой важности. Вот почему недопустимы в нём кустарщина, любительщина, вкусовщина, до сих пор имеющие место. Создание хорошей инсценировки далеко выходит за рамки интересов того или иного творческого коллектива, писателя, режиссёра. В её высоком художественном качестве в равной мере заинтересованы и все наши театры, и советские зрители.
Однако до самого последнего времени это важное дело было предоставлено самотёку. Комиссия по драматургии при Союзе советских писателей так же, как и театральная критика, серьёзно не занималась этими вопросами. Создание инсценировок часто передоверялось случайным людям, ищущим легкого заработка, не способным серьёзно и глубоко в яркой драматургической форме воплотить интересный замысел писателя. Совершенно отсутствуют государственные заказы Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР [8] на инсценировку лучших литературных произведений. Мало привлекаются к их созданию наши ведущие драматурги, творческие консультации которых могли бы помочь писателям и театрам преодолеть возникающие в работе трудности.
Как никогда, богата творческими достижениями советская литература — самая передовая и революционная в мире. Создать высокохудожественные инсценировки лучших наших книг — прямой долг писателей и театров.  

Примечания:

[1] Приводятся главные герои следующих романов: «Молодая гвардия» А. А. Фадеева (1946), «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (1932), «Чапаев» Д. А. Фурманова (1923), «Мать» Максима Горького (1906).
[2] Драма «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, написанная по его одноименной повести в 1927, была поставлена в том же году в МХАТе. Постановщиком выступил К. С. Станиславский.
Роман «Воскресение» Л. Н. Толстого (1899) был поставлен в МХАТе в 1930, постановщиков выступил В. И. Немирович-Данченко.
[3] Упомянутые произведения: романы «Молодая гвардия» А. А. Фадеева (1946), «Счастье» П. А. Павленко (1947), «Спутники» В. Ф. Пановой (1946), «Как закалялась сталь Н. А. Островского (1932), «Буря» В. Т. Лациса (1945 – 48). 
[4] Поэма «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1835) была поставлена в МХАТе В. И. Немировичем-Данченко в 1933 году.
[5] Повесть «Дни и ночи» К. М. Симонова (1944) была поставлена в МХАТе (инсценировка А. Винера) в 1947 году.
Роман «Молодая гвардия» А. Фадеева (1946) был поставлен на сцене Театра им. Вахтангова (инсценировка Г. Гракова) в 1947 году. В том же году роман был поставлен на сцене Московского театра драмы (сегодня известен как Московский театр им. Вл. Маяковского), постановщик – Н. Охлопков.
Роман «Счастье» П. Павленко (1947) был поставлен в Театре им. Ермоловой (инсценировка С. Радзинского и П. Павленко) в 1948 году.
[6] Рампа – осветительное устройство для театральной сцены, размещаемое на авансцене по ее переднему краю.
[7] Роман «Накануне» И. С. Тургенева (1859) был поставлен в Театре им. Вахтангова (инсценировка А. Арбузова) в 1948 году.
Литературный триптих «Хождение по мукам» А. Н. Толстого (состоит из романов «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») был поставлен в Московском театре транспорта, который сегодня известен как Гоголь-центр, в 1948 году (инсценировка И. Судакова).
Роман «Домби и сын» Чарльза Диккенса (1848) был поставлен в МХАТе в 1949 году (инсценировка Н. Венкстерн).
[8] Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР – один из государственных органов СССР, существовавший с 1935 по 1953 и созданный для управления такими отраслями искусства, как театр, музыка, живопись, скульптура и т. д., кроме кинематографа. Для контроля над сферой кино был создан отдельный орган – Комитет по делам кинематографии.

Статья подготовлена к публикации Екатериной Сальниковой, студенткой образовательной программы «Филология» НИУ ВШЭ.

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.