Дмитрий Крымов. Он за все заплатил сам
Когда жизнь кончается, понимаешь: была жизнь.
Когда отца позвали на «Таганку» после отъезда Любимова, показалось: можно работать и, значит, все будет хорошо. Артистам он так и сказал: «У вас несчастье, у меня несчастье. Вас оставил ваш «родитель», а мне плохо с моими учениками. Давайте работой спасаться, это же у нас получалось… Давайте поверх барьеров противостоять жизни и случаю – предательству моих учеников, отъезду вашего учителя…». Но при видимости простоты эту мысль («давайте работой спасаться») мало кому дано понять. Оказывается, это редкий, почти уникальный взгляд на жизнь… Люди устроены по-другому: им проще сходить на митинг, флагом помахать, чем на репетицию идти. Спектакли Любимова собирались уничтожить – их создал человек, лишенный гражданства, - но отец поставил условие: я приду на «Таганку», только если будет сохранен прежний репертуар. Актеров приходилось уговаривать восстановить «Дом на набережной». Они не хотели работать, отец настаивал: «Как же вам не стыдно, это же ваш спектакль, я его отобью!» Саботаж, лень были важнее.
Отец начал с репетиций «На дне». Приходил из театра в восхищении. Потом появились сложности, актеры пили, срывали репетиции. Четвертый акт не получался, все лето отец проходил на даче из угла в угол, пока его не придумал… На премьере стало понятно – это успех! Помню, он пришел после поклонов и с грустной улыбкой сказал: «Ну, хорошо, что так. А то б совсем заклевали…»
А расхожий взгляд был таков: Эфрос пришел, чтобы руководить, его в своих интересах использовали начальники. Галиматья.
Он заплатил за все – и за свои достижения, и за свои ошибки. Честно за все расплатился. Своими спектаклями, своими бессонными ночами, страданиями. За все заплатил сам.
Записала Марина Владимирова.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.